Как подогнать привалочную поверхность покупных расширителей арок к крылу. Как выровнять стык между накладкой и крылом. В этом посте отвечаю на просьбу читателя о помощи.
Поменять серийный руль на руль с тюнингом (анатомия + кожа)
«Здравствуйте, Михаил! В прошлом году я заказал бампер на Крузер и накладки на крылья с Москвы.
На фотографиях все хорошо, а когда это все дело пришло, у меня руки опустились… бампер не подходит, расширители тоже, везде зазоры, так я и забросил. Прошел год, думаю, надо с чего-то начать. Вчера наткнулся на ваш сайт, вдохновение выше крыши, вот только не знаю с чего начать. С герметиком понятно, а вот с зазорами? У меня между крыльями и расширителями местами есть зазоры в 2, в 3 мм.
Пытался выбрать, но внутренняя стенка становится совсем тоненькой, почти до дыры. Герметик компенсирует, вот только герметик 3М черный, а у меня машина светлая. Я так понимаю, расширители надо сначала покрасить а потом клеить. Наверное, будет видно местами герметик.»
Проблема установки и подгонки тюнинговых накладок (например, на крылья) на поверхности кузова встанет перед каждым, кто решится самостоятельно ставить обвес. Детали обвеса «на вынос» с рынка или из тюнинговой мастерской имеют дефекты по краю обрезки или даже по конфигурации. Я уже предостерегал любителей тюнинга от покупки стеклопластиковых накладок без услуги установки на кузов, но если вы решились ставить обвес сами, то в помощь от меня читайте совет по самостоятельной подгонке накладок на колесные арки.
В проекте обвеса на Chevrolet Tahoe мне пришлось подгонять большие накладки (расширители колесных арок) на поверхности крыльев.
1. Мои накладки на крылья имеют замкнутую, коробчатую конструкцию, но на расширителях с рынка тоже должны быть привалочные поверхности — подвороты, которыми накладки ложатся на крылья. Без такой привалочной площадки (когда кромка стеклопластика рассчитана под резиновый уплотнитель) выравнивать край значительно труднее, хотя и возможно.
На моих накладках внутренняя поверхность отформована по поверхности крыла и создает идеальное прилегание. Если сильно заморачиваться, то можно попробовать доработать покупные накладки как мои (читай пост: Росширители крыльев. Расширитель колесных арок. Москва.). Этот прием подойдет, скорее, для продвинутых мастеров, кто умеет работать со стекловолокном. Для новичков и тонкой доводки зазоров между накладкой и крылом можно использовать доступный способ с использованием автомобильной шпаклевки.
2. Накладки (расширители) нужно закрепить на колесные арки саморезами к подворотам крыльев снизу (там же, где крепятся подкрылки). Это временные, монтажные крепления, которые обозначат установочные крепежные отверстия расширителей.
3. Но прежде, места прилегания накладки к крылу нужно аккуратно, ровно заклеить автомобильным бумажным малярным скотчем (лучше в два слоя). Не жалейте скотч – наклейте большими пятнами, подальше от края расширителя. Скотч можно намазать разделителем. Я использую автомобильную тефлоновую полироль ABRO. Можно использовать паркетную полироль, типа «Эдельвейс». Думаю, подойдет и целлофановый скотч поверх бумажного.
Фланец накладки-расширителя (привалочная поверхность), который ложится на крыло нужно зашкурить наждачкой до стекловолокна.
Размешиваем стеклонаполненную автомобильную шпаклевку с отвердителем и очень быстро толстым слоем намазываем фланец расширителя. Пока шпаклевка не схватилась, прикладываем расширитель к крылу и прикручиваем снизу саморезами в заранее подготовленные отверстия в подворот крыла. Шпаклевка заполнит все щели между накладкой и крылом. Показатель хорошего заполнения щели, это выдавленная из под накладки на крыло шпаклевка.
4. Когда шпаклевка затвердеет, расширитель нужно открутить и оторвать от крыла. Дальше, выровнять верхнюю кромку расширителя с выдавленной из под него шпаклевкой. На поверхности стеклянной шпаклевки могут остаться раковины, которые заполняются универсальной автомобильной шпаклевкой. Привалочную поверхность накладки на колесную арку я аккуратно выравниваю наждачкой от мелких неровностей. Результат – идеальное прилегание накладки на крыло.
5. Если вы боитесь не успеть нанести перемешанную шпаклевку на привалочную поверхность и закрепить накладку на крыле, попробуйте другой способ заполнить зазоры шпаклевкой.
Устанавливаем накладки на колесные арки и втираем стальным шпателем шпаклевку в щели между накладками и крыльями. Разводить шпаклевку маленькими порциями и вдавливать ее на максимальную глубину.
6. После выравнивания наждачной бумагой результат такой же, как в первом случае. Разница только в скорости.
7. Несколько слов об устранении зазоров на других тюнинговых накладках. Скорлупа бампера, это такая же декоративная накладка на кузов, как накладки на колесные арки. Часто корка бампера соприкасается с накладками на крылья и всегда с рамкой решетки радиатора.
Склеенные в матрице детали из стеклопластика, особенно толстые корки, утягиваются и коробятся. На моем бампере немного провисла верхняя горизонтальная полка и образовалась неравномерная щель под рамкой решетки радиатора.
8. Широкие щели я закладываю стеклонаполненной шпаклевкой, а сверху выравниваю универсальной. Главное, подгонять накладку «по месту», жестко смонтированной на кузове.
9. Зазоры между бампером и накладками на колесные арки тоже выравниваются шпаклевкой. Надо помнить, что глубокие неровности и острые грани на форме накладок выстраиваются только стекловолокнистыми шпаклевками.
P.S. Маленькую деталь расширителя с задней двери подгоняют так же, только если не прикручивают саморезами (а можно и прикрутить парой саморезов к фланцу двери), то на время шпаклевания зазора прижимают к двери малярным скотчем.
Еще статьи о тюнинге своими руками Chevrolet Tahoe:
Изготовление обвесов на заказ. Тюнинг Тахо. Москва. Часть 1.
Тюнинг Chevrolet Tahoe. Изготовление обвесов на заказ. Москва. 2.
Расширители арок. Тюнинг Chevrolet Tahoe. Москва. 3.
Обвес для внедорожников. Как сделать матрицу бампера. Москва. 4.
Внешний тюнинг автомобиля. Изготовление обвесов на заказ. Москва. 5.
Расширители крыльев. Расширитель колесных арок. Москва. 6.
Установка тюнинга, обвесов, бампера. Установка модулей Hella. Москва. 7.
Эксклюзивный обвес. Детали тюнинга. Как поставить обвес. 8.
Статьи о тюнинге своими руками.
Автор: Михаил Романов
Сайт: http://bosscar.ru
При копировании статьи поставьте, пожалуйста, ссылку на мой блог.
29.09.2010 в 11:35 дп
Добрый день, Михаил!!!
Давно искал такой сайт, как ваш и вот нашел! Перечитал три раза и не нашел следующего:
1 — (уточняю) черновая матрица, это «формочка», а чистовая матрица, это готовый элемент, который в дальнейшем и ставится на кузов, да?
2 — Чтобы создать гелькоут самому, можно смолу мешать с чем угодно, но что лучше добавлять? Уточняю потому, что подумал, при застывании цемента или алебастра, например, они становятся хрупкими и это на свойства крепости смолы не повлияет плохо??
3 — (уточняю) после изготовления черновой матрицы, если в ней есть неровности или впадины вы их заделываете пластилином или шпаклевкой т.е. заделали ямки, выровняли, нанесли разделитель, гелькоут и все? Этого достаточно, да!? Как на примере бампера Экспресса, замазали покрашенную часть бампера пластилином и все…??!??
4 — Как правильно делать чистую матрицу? Процесс все тот же, что и с черновой, только более аккуратно и внимательнее! А как в этом случае быть с тем, что макет из пластилина меньше чем получится матрица, которая потом может не совпасть по размеру с деталью сделанной в серийном производстве, например, арки колесные и бампера???
30.09.2010 в 5:07 дп
Здравствуйте!
Отвечаю:
1.Матрица это обратная форма, по поверхности которой выкладывается стекловолокно, пропитанное смолой. Затвердевшая в матрице смола придает стекловолокну форму поверхности матрицы. Внутренняя поверхность матрицы формирует внешнюю поверхность изделия, заформованного в этой матрице.
Черновая матрица получается, когда мы формуем ее по грубой, необработанной поверхности, например, пластилиновой модели. Рабочая поверхность матрицы тоже будет иметь неровности , которые отпечатались с модели. Из черновой матрицы можно снять несколько изделий, но каждое придется выравнивать перед покраской.
Чистовая матрица – это технологическая оснастка для мелкотиражного производства изделий. Чистовая матрица изготавливается по поверхности твердой, идеально выровненной модели. Детали, отформованные по чистовой матрице, тоже имеют идеальную поверхность и перед окраской не требуют выравнивания.
2.Для самодельного гелькоута лучше всего подходит алюминиевая пудра (серебрянка). Но если нет пудры, вы же не станете отказываться от желания изготовить деталь, хотя с цементом гель хуже?
3.Черновая матрица работает так же как чистовая, только качество поверхности детали всегда будет требовать доработки. Черновую матрицу я, обычно, немного выравниваю наждачной бумагой и заделываю раковины пластилином (даже со шпаклевкой не заморачиваюсь). Дальше разделитель, гелькоут и стекловолокно с полиэфиркой.
4.Чистовая матрица, как правило, снимается с первой детали, склеенной по черновой матрице. Деталь идеально выравнивается и становится мастер моделью. Главное условие изготовления чистовой матрицы – соблюдение технологических требований завода изготовителя материалов. Важно не торопиться и давать большие промежутки времени на полную полимеризацию каждого слоя смол. Формовать не более одного слоя стекловолокна за один раз. Грамотно сделанная матрица выдает нам изделия правильной формы, которые без проблем становятся на место. Хотя, любая деталь требует окончательной подгонки по месту.
30.09.2010 в 12:17 пп
Мастика называется «Эдельвакс» (мастика для пола), а не «Эдельвейс». Лучше ее не использовать. Раньше, 20 лет назад, ей пользовались авиамоделисты за неимением ничего другого. Банки специального разделительного воска хватит надолго, лучше не экспериментировать.
30.09.2010 в 3:01 пп
Да, Евгений, лет 20 назад эту мастику производили в Прибалтике и называлась она «Эдельвакс». Сейчас ее продают в таких же точно тубах, но под названием «Эдельвейс». Средство не идеальное — плавится от температуры во время полимеризации смолы. Но если нет возможности достать профессиональные воски, то тоже сгодится. Ведь тюнингом занимаются не только в Москве и столицах регионов.
30.09.2010 в 3:05 пп
Михаил, спасибо за ответ! Вот такой вопрос:
1-Купил на рынке стеклопластиковый бампер, который был сделан в черновой матрице для неоднократного использования. Когда начал его устанавливать заметил, что он абсолютно не симметричен + его еще и повело, как будто его выжимали! Как можно его выпрямить, в плане симметрии, если в отдельных местах разница достигает до 10 мм!!? Думал нарастить монтажной пеной, выровнять, а потом покрыть стекломатом. Что бы вы сделали на моем месте?
2-Есть желание сделать пластиковый капот, но на моей машине он не такой как все (машина Фиат купе). Подскажите пожалуйста, как, самое главное, его ПРАВИЛЬНО сделать, чтобы не повело. И я хочу потом его еще пару раз тиражировать, т.е. надо делать черновую матрицу!???
30.09.2010 в 3:51 пп
1 — Прежде всего, я бы жестко закрепил бампер на кузове – растянул и притянул где нужно. Симметрию восстановил бы стекломатом (наформовал), набирая толщины, заполняя просаженные места. Или подформовал бы изнутри бампера в местах, где нужно снять толщину (я много раз так делал). Причем, стекломатом можно набрать только половину толщины, а вторую половину добрать стеклянной шпаклевкой. И еще, имейте ввиду, что разница симметрии до 3 мм не заметна на глаз.
2 – Для тиражирования обязательно придется делать матрицу. Если планируется снять всего три корки, можно склеить только черновую матрицу. Для жесткости матрицы капота обязательно сделать усилители с обратной стороны, смотри: http://bosscar.ru/archives/145 Сама скорлупа черновой матрицы может быть не очень толстой – 4 или 5мм (2 слоя мата 300 и 2-3 слоя мата 600). Корка самого капота может быть склеена с применением поликормата, смотри: http://bosscar.ru/archives/162 но в любом случае я бы посоветовал усилить капот изнутри легким трубчатым каркасом (хотя бы квадратной трубой 15х15мм).
30.09.2010 в 4:21 пп
Михаил, а сколько деталей можно «отксерить» с одной матрицы? Буду снимать матрицу с капота как можно придиристее, чтобы неровностей было по минимуму. Чем капот удобный, он практически с гладкой поверхностью, в этом случае его можно чуть ли не жидким пластилином залить, чтобы по максимуму ровным матрица вышла и как быть, если его форма с фронта заворачивается во внутрь?
01.10.2010 в 5:30 дп
С одной матрицы можно снять пару сотен и больше корок. Все зависит от качества матрицы и аккуратности использования. С черновой матрицы не имеет смысла снимать больше трех – четырех копий. Как только появляется перспектива тиража, нужно делать чистовую матрицу со всеми технологическими нюансами. Правильно сделанная матрица проходит долго.
Заливка горячим пластилином не даст ровной поверхности:). А сделать рабочую поверхность черновой матрицы более ровной можно другим способом. Нужно на мастер модель намазать гелькоут в 2-3 слоя. Потом шкурить рабочую поверхность матрицы. Но, я бы часто так не делал – экономия на материалах компенсируется затратами рабочего времени на доводку матрицы.
Заворот формы на детали оформляется отдельным фрагментом матрицы. Это можно посмотреть на примере заворотов на бампере: http://bosscar.ru/archives/529
01.10.2010 в 7:30 пп
Михаил, а если делать чистовую матрицу без макета из пластилина, а сразу с капота? Обклеить его скотчем оконным, нанести разделитель слоя 4, гелькоут и дальше по технологии, какие в этом плюсы и минусы???
02.10.2010 в 6:03 дп
Чистовая матрица по скотчу никак не получится… Для изготовления чистовой матрицы нужно мазать твердую мастер модель профессиональным воском, например, фирмы NORPOL WAX W-70 и дополнительным разделителем NORPOL NORSLIP 9860(PVA в спирте)строго соблюдая технологию.
Изготовление чистовых матриц, это отдельная большая тема для стеклопластикового производства. Именно ПРОИЗВОДСТВА. Эта тема подробно освещена в интернете. Там не обойтись нашими кустарными методами:))
02.10.2010 в 6:46 дп
Огромное спасибо Михаил! И пока последний вопрос:
На примере тининга шкоды октавии вы делали воздухозаборник в переднем бампере на уже готовой детали-почему? Ведь это можно было сделать и в черновой матрице или здесь есть свои нюансы!!?? Как вообще правильно делать, например, жабры на капотах или крыльях, воздухозаборники и т.д.?? Есть у вас на это отдельная тема, например, на какой-нибудь спорт машине, или если можно напишите ее как про арки в теме выше — конкретно про изготовление сложных форм на деталях кузова в виде жабр или воздухозаборников, а то резать метал жалко + все ровно делаешь деталь из стекломата, почему бы сразу все это не сделать!!??!!
02.10.2010 в 7:31 дп
Будь моя воля, не стал бы делать воздухозаборники на уже готовой детали. Клиент настоял, хотя в проекте на эскизе они не закладывались. Такое часто случается и стеклопластик позволяет это делать. Если бы в проекте тюнинга бампера сразу планировались отверстия для воздуха, то лепил бы их в модели.
А вот тема с доработкой формы в матрице очень интересная. Внутренние заходы формы на капоте — воздухозаборники или жабры какие-нибудь можно изобразить уже в матрице. Я так частенько делаю. Например, матрицу кузова реплики Моргана Аэро 8 я делал в виде общего корыта: http://bosscar.ru/archives/242 Все внутренние панели лепил прямо в матрице из пластилина на каркасах из ДСП и оргалита. Такие надставки можно перевести из пластилина в стеклопластик и монтировать внутри матрицы.
02.10.2010 в 11:00 дп
Спасибо огромное, Михаил!! Буду творить…!
04.10.2010 в 6:12 дп
Я в качестве воска использую воск для обуви Киви, на удивление не плохие результаты… ни одного залипа, даже если место окажется не покрытым спиртом ПВА!
04.10.2010 в 8:23 дп
Интересно попробовать.