Красота любой ценой или уступки в пользу практичности и ремонтопригодности – так обычно противопоставляют свободу художественного творчества и технические ограничения производства. Но я считаю, что только глубокое изучение технических возможностей материалов и конструкций помогает дизайнеру добиться наибольшей выразительности пластики формы.

Поменять серийный руль на руль с тюнингом (анатомия + кожа)

Макет обвеса для внедорожников можно лепить из пластилина, можно использовать другие материалы и применять другие способы обработки, но сами детали должны быть  из стеклопластика. Полиэфирные или эпоксидные смолы, стеклоткань или стекломат, контактное формование или вакуумный мешок – выбирать мастеру. Мой выбор – скорость выполнения работ и возможность оперативно вносить изменения в форму, быстро наращивать и заменять фрагменты детали без потери качества. С полиэфирной смолой и стекломатом я обращаюсь почти так же свободно как с пластилином: кромсаю болгаркой, обтачиваю трактором, вживляю металл, подклеиваю и сращиваю. Когда можно обойтись без матрицы, клею по болвану и шпаклюю, шпаклюю, шпаклюю… Но не в этот раз.

Такую сложную форму обвеса для внедорожника лучше не пытаться строить по болвану — сотрешь руки до локтей. Но и серьезную матрицу затевать не имеет смысла. Выбираем компромисс. Упрощаю процесс до примитивного обклеивания макета стекловолокном.

01. Хорошо, если макетчик уже во время лепки пластилина готовился к формованию, а точнее, как сделать матрицы бампера и расширителей и к доставанию детали из матрицы. Ему остается только ограничить на макете отдельные детали. Из тонкого листа ПВХ, 3мм толщиной, или картона нужно вырезать шаблоны и установить их в виде фланцев в местах стыковки отдельных деталей.

02, о3. Достаточно отделить бампер от расширителей. Шаблон ставим в удобное для формовки положение – в щель между шаблоном и макетом должна проходить щетина кисти и несколько слоев стекломата. Ширина полей шаблона, не больше 60 мм. Шаблон зафиксировать на макете малярным скотчем или комками пластилина с одной стороны.

04. От запаха стирола я уже давно не впадаю в панику, хотя темп работы в такой атмосфере заметно ускоряется (возможно, поэтому полиэфирка называется ускоренной). Даже в защитной маске с фильтрами не хочется надолго растягивать это «удовольствие».

Итак, нарежем стекломат небольшими кусками размером 50х50см. Нальем полиэфирной смолы в пятилитровые корытца и начинаем разводить композицию удобной для формовки консистенции. Для такой угловатой формы модели как наш бампер обвеса для внедорожника, полиэфирку для формования стоит сильнее загустить. Лучше, если загустителем будет аэросил – стеклянная пудра. Ее же замешиваем с полиэфирной смолой в отдельной емкости, чтобы получить стеклянную кашу.

Прежде чем лить отвердитель в смолу, готовим инструменты и материалы. Рядом должна стоять коробка с одноразовыми перчатками. Эти резинотехнические изделия рвутся в самый неподходящий момент…

05, 06. Корка матрицы набирается стекловолокном, пропитанным полиэфирной смолой. На первый слой пойдет стекломат марки 300 и дополнительно загущенная смола. Во внутренние, острые углы я прокладываю «колбаску» стеклянной каши. Кашей можно намазать всю поверхность детали. Сверху  кладем куски стекломата и пропитываем их смолой. Смоченный полиэфиркой стекломат «утрамбовываем» плоской кистью. Во внутренних углах стекломат укладываем на кашу и торцом кисти распределяем ее тонким слоем. Края стекломата заводим на плоскость разделяющего детали шаблона.

07. Первый слой – он трудный самый… С ним можно долго провозиться, но зато потом не будет проблем с рабочей поверхностью матрицы. Отформованный первый слой матрицы бампера и расширителей не трогаем до следующего рабочего дня. На «высохшей» поверхности стеклопластика могут проступать пузыри воздуха ( если не прислушаться к совету мастера как сделать матрицу бампера и расширителей из загущенной  смолы). Срезать пузыри на пластилине – не советую. Раковины на черновой матрице потом замажем тем же пластилином. Но перед вторым слоем стекловолокна, поверхность первого слоя нужно зашкурить грубой наждачной бумагой.

08. Я не собираюсь долго возиться с матрицей обвеса для внедорожника. Следующие слои стекломата  марки 600 наклеиваю аккуратно, но быстро. За один раз настилаю два слоя мата и даю ему полимеризоваться. Последние два слоя формую жидкой полиэфиркой – она быстрее пропитывает толстый стекломат.

09. Больше суток не могу ждать и начинаю срывать матрицу бампера с кузова. Если мастер во время постройки каркаса обвеса для внедорожника думал, как его сделать, чтобы потом не поломать при съеме, то ломать, скорее всего, не придется. Головки саморезов и крепежные проволочки расположил в доступных местах и теперь их нужно только открутить. Каркас бампера вместе с пластилином и матрицей падает на пол…

10. Во время съема, главное не повредить кузов. Каркас и пластилин выковыриваются из матрицы бампера подручными средствами: где монтировкой подцепишь, а где и ногти ломать приходится.

11. Остатки пластилина можно греть феном, можно мочить керосином и стирать тряпкой. Сухую и очищенную от пластилина матрицу бампера предлагаю подровнять грубой наждачной бумагой. Выравнивать в ноль не стану, но высокие шишки  постараюсь «срубить». Я слушался своего внутреннего мастера, как сделать матрицу бампера из загущенной смолы и матрица получилась без раковин.

12. Матрицы передних расширителей арок снимаются еще проще, если, конечно, мы не приклеили их снизу к внутренней поверхности крыла. Просто отрываем стеклопластик вместе с пластилином. Вынимаем пластилин и чистим рабочую поверхность матрицы.

13. Если не хочется делать лишнюю работу, а мне ох как этого не хочется, то некоторые этапы можно пропустить. Поэтому-то матрицы задних расширителей отформованы за цело с клыками матриц заднего бампера.

14. Отделяем от кузова, обрезаем и чистим матрицу бампера и расширителя.

15. Разрезаю матрицу  по линии разъема деталей. Понятно, что перед тем как один раз отрезать, стоит промерить и разметить линию реза. Желательно при этом сравнить левую и правую матрицы, чтобы сделать разъем симметричным.

16. К кромкам обреза матриц расширителей и клыков заднего бампера приклеиваются пластины-заглушки. Кусочки ПВХ или картона закрепляем термопистолетом на матрицах. На матрицах передних расширителей ПВХ прикручиваем к отформованным фланцам.

17. Эта куча стеклопластиковых скорлупок называется черновыми матрицами обвеса для внедорожника. Странно, ведь детали, которые отклеятся по этим матрицам в результате будут чистовыми… Но в процессе изготовления тиражной оснастки эти матрицы служат только промежуточным этапом. По ним нельзя выклеивать гладкие детали без последующей доводки поверхностей и стыков. А для нас – эксклюзивщиков, черновая матрица – полноценный рабочий инструмент и страховка хозяину Бегемота на всякий аварийный случай.

Как сделать обвес для внедорожника по черновой матрице бампера и расширителей читайте в продолжении истории про тюнинг Chevrolet Tahoe.

Статьи о тюнинге: «Обвес на Бегемота», автор: Михаил Романов, публиковалась в журнале «4х4 Полный привод» №7, 2010, www.4x4privod.ru

Еще статьи о тюнинге своими руками Chevrolet Tahoe:

Изготовление обвесов на заказ. Тюнинг Тахо. Москва. Часть 1.

Тюнинг Chevrolet Tahoe. Изготовление обвесов на заказ. Москва. 2.

Расширители арок. Тюнинг Chevrolet Tahoe. Москва. 3.

Внешний тюнинг автомобиля. Изготовление обвесов на заказ. Москва. 5.

Расширители крыльев. Расширитель колесных арок. Москва. 6.

Установка тюнинга, обвесов, бампера. Установка модулей Hella. Москва. 7.

Эксклюзивный обвес. Детали тюнинга. Как поставить обвес. 8.

Статьи о тюнинге своими руками.

Автор: Михаил Романов
Сайт: http://bosscar.ru

При копировании статьи поставьте, пожалуйста, ссылку на мой блог.