На примере барной тележки в проекте тюнинг Chevrolet Express я показываю, насколько разнообразными могут быть приемы работы со стеклопластиком. Изготовление детали из стекловолокна требует умения сделать листовой стеклопластик, построить опалубку для корки с волнообразной поверхностью, создать сложную, близкую к сферической поверхность, с помощью пластилиновой модели.
Поменять серийный руль на руль с тюнингом (анатомия + кожа)
В тюнинге салона Chevrolet Express я, обычно, применяю простые листовые материалы: МДФ, ДСП, ПВХ, оргалит (ДВП), полистирол, АБС-пластик, фанеру. В отличие от тюнинга Cadillac Escalade или тюнинга Lincoln Navigator в салоне Шевроле Экспресс достаточно пространства для установки оборудования упрощенной геометрической формы.
Сложные, с изогнутой поверхностью объемы из стеклопластика приходится изготавливать в ограниченном пространстве небольшого салона автомобиля. Эргономика диктует расположение и пластику формы тюнинговых деталей, чтобы не создавать неудобства пассажирам. В этом случае, сделать деталь из стеклопластика возможно только по предварительно спроектированной и построенной модели.
Из каких материалов делается модель и каким способом переносится форма модели в стеклопластиковую корку (через матрицу или «по болвану») решает макетчик проекта. Я, например, привык работать с пластилином и применяю его в самых разных ситуациях. Классический для меня пример – фрагмент детали из стекловолокна с посадочной выемкой для бутылки коньяка Hennessy X.O. на баре тюнинга Chevrolet Express. Причем, если бы бутылка не была такой сложной формы, возможно, я не стал бы пачкать руки пластилином…
01. Итак, я сделал деталь из стекловолокна. Тележка бара получилась «навороченной» по форме и разнообразной по технологическим приемам. Склеенные между собой фрагменты стеклопластика обеспечили конструкции тележки достаточную жесткость. Я спокойно вырезаю кусок вертикальной панели без опасения ослабить конструкцию.
02. Многие, наверное, заметили, что моя любимая линия в тюнинге салона – волна. Это один из «секретов красоты», как я ее понимаю. Считаю, что нет смысла делать деталь из стеклопластика прямой и угловатой формы. Плавные линии всегда выглядят ДОРОЖЕ (имхо, проверено опытом). В тюнинг Chevrolet Express, даже на листовых материалах, фанере или МДФ, я всегда закладываю плавные обводы ящиков и панелей дополнительного оборудования. А уж если беру в руки пластилин, то стараюсь «намять дизайн по полной программе».
03. В теплой мастерской с пластилином можно работать без предварительного разогрева. Скульптурный пластилин поддается с трудом, но навалить массу можно и холодными кусками. Если руки привыкли, то можно разминать пластилин даже при комнатной температуре. Перед пластилином я закрываю поверхность стеклопластика малярным скотчем. Закладываю рабочее пространство на тележке бара глыбами холодного пластилина и сверху разравниваю «зубастыми» скребками.
04. На поверхности пластилиновой модели выбираю лунку под установку бутылки Hennessy X.O. Размер и форма вмятины немного больше самой бутылки – в расчете на толщину стеклопластика.
05. Панель для установки бутылки получилась сложной неправильной формы. Конфигурация корпуса бара и придуманный мной принцип трансформации бара не позволили сделать тележку бара полностью симметричной. Передняя часть тележки имеет правильную синусоидоподобную форму, а задняя перекошена относительно оси симметрии. Отсюда и компромиссная пластика панели бутылки… Но я не считаю это решение неправильным, потому, что тюнинг Chevrolet Express, да и любой другой машины очень часто строится на уступках по форме в пользу концепции, конструкции или эргономики.
06. Перед формованием стеклопластика по пластилину без матрицы я заклеиваю поверхность модели малярным скотчем. Очень утомляет выковыривание пластилина из стеклопластиковой корки. Еще, намазываю скотч разделителем, чтобы было легко его снять.
07. Формование «по болвану» ответственная операция при изготовлении детали из стеклопластика. Особенно, если на корке есть сложные посадочные места, как на этом баре под бутылку замысловатой формы. Такие места я делаю оттиском поверхности объекта на стеклопластике. А основная хитрость момента заключается в том, что бар будет обтянут алькантарой (искусственной замшей). Толщину алькантары игнорировать опасно, так как неучтенный материал заузит посадочное гнездо бутылки после обтяжки. Есть способ эмитировать зазор под алькантару. Просто обклеиваю алькантарой саму бутылку. В сырой стеклопластик вминаю бутылку и жду полимеризации смолы.
08. Смола «встала» и бутылку можно вынимать – посмотрим, что получилось. На поверхности детали из стеклопластика четко отпечаталась задняя стенка бутылки. Теперь, в обтянутом алькантарой гнезде бутылка будет зафиксирована.
09. В предыдущих статьях про тюнинг, в том числе и тюнинг Chevrolet Express, я уже советовал обрезать кромку стеклопластика ножом, чтобы не пилить болгаркой. Главное, не упустить момент, когда смола уже затвердела, но еще поддается обрезке.
10. Вялую корку не до конца затвердевшего стеклопластика лучше не срывать с модели. Хотя, для ускорения иногда приходится это делать. Ускорить процесс можно иначе. Часто я шпаклюю полусырую поверхность даже не зашкуривая, если парафин еще не поднялся на поверхность. В противном случае, пластик надо шкурить перед шпаклеванием.
11. Корка детали из стеклопластика окончательно затвердела. Цепляю за край и легко отделяю от пластилиновой модели.
12. Защитный слой малярного скотча остался на стеклопластике, зато пластилин не приклеился. А скотч легко отрывается от детали.
13. Склеивание двух деталей из стеклопластика – уже привычная, я надеюсь, для всех операция. Напомню только, что перед склейкой обе детали зашкуриваются грубой наждачной бумагой. Зафиксировать детали между собой перед формовкой можно точками шпаклевки. Затем, полосками тонкого стекломата (300) проклеиваем углы между кусками стеклопластика.
14. Не люблю небрежной формовки и горбатой, с торчащими иглами стекловолокон обратной стороны детали. Даже неточности пластилиновой модели, отпечатанные с изнанки стеклопластика стараюсь немного исправить. Но и надолго задерживаться на выравнивании невидимых поверхностей тоже не стоит – надо знать меру.
15. Тележка бара стала еще прочнее от приклеенного фрагмента. Деталь, изготовленная из стеклопластика по такому принципу, может использоваться даже без силового каркаса. В моем случае это важно, потому, что вся конструкция работает консольно, опираясь на ось только в одном углу. Кроме того, тюнинг Chevrolet Express в VIP исполнении должен быть очень прочным, чтобы избежать рекламаций – слишком дорого обходятся ошибки.
16. Работу над очередным фрагментом детали из стеклопластика заканчиваю выведением поверхности наждачной бумагой. Как всегда, выравниваю и выставляю кромки изломов формы стеклонаполненной шпаклевкой.
На этом можно считать, что деталь из стеклопластика готова. Осталось «прокачать» тележку бара на месте – покрутить тюнинг в салоне Chevrolet Express. Так я и сделаю, покажу как все это будет работать в каркасе.
Еще статьи о тюнинге своими руками Chevrolet Express Starcraft:
Тюнинг Chevrolet Express Starcraft. Тюнинг салона своими руками. Часть 1.
Chevrolet Express тюнинг салона своими руками из стекловолокна. Часть 2.
Тюнинг салона. Chevrolet Express. Каркас для стеклопластика. Часть 4.
Тюнинг Chevrolet Express. Chevrolet Starcraft. Офис на колесах.
Тюнинг салона автомобиля. Микроавтобус Шевроле Экспресс. Москва. Часть 1.
Тюнинг салона. Переоборудование микроавтобусов. Москва. Часть 2.
Внутренний тюнинг. Тюнинг салона фото. Москва. Часть 3.
Статьи о тюнинге своими руками.
Автор: Михаил Романов
Сайт: http://bosscar.ru
При копировании статьи поставьте, пожалуйста, ссылку на мой блог.
Добавить комментарий