Продолжаем тюнинг Кадиллак Эскалейд на примере изготовления декоративной крышки — облицовки головного устройства, закрепленного на потолке. А в конце, мастер отделочных работ показывает, как исполняется обтяжка детали салона Cadillac Escalade искусственной кожей — алькантарой.
Поменять серийный руль на руль с тюнингом (анатомия + кожа)
Простроенную шпаклевкой корку стеклопластика часто даже сами макетчики воспринимают как законченную деталь. И, действительно, есть поверхности, есть грани, есть подогнанная к поверхности прилегания на потолке кромка. Но, строгий мастер скажет вам, что это только начало работы.
Готовая деталь это не тот пятнистый, исцарапанный наждачной бумагой кусок стеклопластика, что лежит на столе в макетной мастерской- деталь тюнинга Cadillac Escalade готова только тогда, когда ей можно любоваться сидя в салоне автомобиля. А для этого нам еще предстоит смонтировать ее на потолке. Конечно, проще было бы просто прикрутить корку облицовки «головы» снаружи саморезами, как это часто делают американские тюнингеры, но культура европейского автопрома требует от нас применения скрытых креплений деталей. Вот где приходится демонстрировать чудеса изобретательности и мастерства.
В деталь из стеклопластика часто приходится «вживлять» металлические конструкции: гайки, шайбы, болты, кронштейны, пластины для вкручивания саморезов. И при этом, важно придать им правильную форму и расположить в правильных местах, удобных для доступа: фиксирования, регулировки, упора.
01. Слесарь нашего проекта приварил корзину головного устройства к кронштейну на крыше Cadillac Escalade. Теперь моя задача- закрепить тюнинг- облицовку на этой металлической конструкции так, чтобы она могла легко устанавливаться и сниматься при необходимости. Для передних креплений я согнул две стальные пластины и прикрутил их к корзине саморезами. Сзади мне должно хватить одной точки крепления- винта с гайкой, до которой можно будет дотянуться рукой через корзину.
02. Форму кронштейнов-уголков, длину винта и их положение я подгоняю то прикручивая к кронштейну потолка, то прикладывая к самой облицовке. Для «вживления» винта в стеклопластик я использую испытанную временем конструкцию и привариваю винт к небольшой пластине.
03. Когда прикрученные к кронштейну потолка Cadillac Escalade уголки и винт с пластинкой (фото 1) уже не мешают облицовке становиться на свое место и в то же время касаются внутренней поверхности стеклопластика, я начинаю операцию их монтажа. Я накладываю на внутреннюю поверхность облицовки в местах ее контакта с уголками и пластинкой винта стеклонаполненную шпаклевку. Затем прикладываю облицовку к месту ее установки на потолке и жду когда шпаклевка «схватится». Если мои расчеты были верны, то после отвинчивания саморезов и гайки заднего винта уголки и винт на пластинке должны приклеиться к стеклопластику.
04. И действительно, на снятой детали видно как точно был подогнан крепеж. Теперь стальные уголки и винт станут частью моей стеклопластиковой детали.
05. Многие макетчики используют стеклонаполненную шпаклевку как окончательно фиксирующий материал, но я предпочитаю перестраховаться и приклеить крепежные детали полиэфирной смолой со стекловолокном. Поэтому я выравниваю выступающие из под уголков и пластинки винта излишки шпаклевки.
06. Перед формовкой стеклопластика я маскирую резьбу винта и лепестки крепежных уголков малярным скотчем. На пластинку винта и уголки я накладываю небольшие кусочки стекломата и пропитываю их полиэфирной смолой. Достаточно двух- трех слоев стекломата 300.
07. Макетчики-эстеты затвердевший стеклопластик зашкуривают, чтобы изнутри деталь выглядела красиво. Тюнинг Cadillac Escalade не должен уступать по качеству фабричному.
08. Снаружи ее можно проявить каким-нибудь недорогим быстросохнущим грунтом или краской из аэрозольного баллончика. Только перед перетяжкой проявку придется смыть. Перед отделочными работами любую деталь нужно обязательно поставить на свое место, чтобы убедиться в точности ее подгонки. Вот теперь иду сдаваться швейникам. Для моего товарища по тюнингу Александра Колошва эта деталь не станет сюрпризом, ведь мы с самого начала проекта работаем вместе. Правильная деталь всегда должна изготавливаться с учетом ее дальнейшей обтяжки, поэтому Саша контролирует меня с самого начала ее изготовления. Если сразу не принимать во внимание технологию перетяжки будущей детали своими руками, то результат может сильно огорчить. Я, например, стараюсь задавать пластичную, по возможности без глубокого рельефа форму детали, чтобы материал (кожа или алькантара) ложился одним куском без шитья.
09. Так получилось и с этой деталью. Александр раскладывает на столе кусок алькантары (искусственной замши) и намазывает его клеем. Первый слой служит грунтом, который полностью высушивается. Обычно, мастера обтяжки используют специальный клей на полиуритановой основе, который наносят из малярного пистолета, но иногда «обтяжчик» работает по старинке клеем фирмы Kleiberit. Нанесение клея кистью требует от мастера особого умения. Александр следит за тем, чтобы клей ложился равномерно, без густых, выступающих разводов и комков.
10. После полного высыхания грунтовочного слоя так же кистью наносится основной, клеющий слой. Следом за алькантарой клеем намазывается лицевая поверхность самой детали. Так как клей высыхает быстро, то не стоит много раз проводить кистью по одному и тому же месту.
11. От знакомых обтяжчиков я слышал истории о том, как алькантара или кожа отваливались от уже обклеенных деталей. Часто причиной такой неприятности был сырой или недостаточно подсушенный перед оклейкой детали клей. Но это не наш случай. Александр знает, когда клей готов к работе. Он кладет лист алькантары на деталь и аккуратно разглаживает ее свернутой в трубочку такой же алькатарой. Непростое это дело, скажу я вам, наклеивать алькантару одновременно прогревая клей струей горячего (до 300 градусов) воздуха из фена.
12. Разогретая алькатара становится более эластичной и ее можно растягивать. Но все равно тянуть алькантару и тем более кожу занятие не для слабых рук. Александр немного подтягивает алькантару и разглаживая придавливает к детали.
13. Пологая поверхность детали обклеена и теперь можно подворачивать и наклеивать алькантару спереди и по бокам. Опытный мастер может без швов оклеить алькантарой внешние острые углы. И снова феном разогревается клей.
14. Горячая алькантара сильно обжигает пальцы, но руки со временем привыкают… Мне этот процесс сильно напоминает работу с горячим пластилином.
15. После обтяжки лицевой поверхности вокруг детали остаются большие, неровные края алькантары. Обтяжчик подрезает их равномерно по контуру детали. Сантиметра два хватает, чтобы аккуратно подвернуть и подклеить их с внутренней стороны. Поверхность внутри детали для подклейки должна быть хорошо зашкурена. Затем, намазывается клеем, чтобы на нее наклеить остаток алькантары. На углах алькантара собирается мелкими складками, которые потом срезаются кусачками.
16. Обтяжка алькантарой удивительно преображает деталь тюнинга. Перед началом и в процессе изготовления трудно представить себе как она будет выглядеть после обтяжки. Но для меня в этом деле главное понимать — чем выше квалификация мастера- отделочника, тем большую свободу творчества как дизайнер я могу себе позволить.
Тюнинг салона Cadillac Escalade может состоять из большого количества разных по сложности деталей. Не все из них так же легко, как на примере, обтягиваются алькантарой. Многие облицовки обтягиваются заранее выкроенными и сшитыми по форме чехлами. Особого внимания требует обтяжка салона кожей. Перетяжка салона кожей сложнее, чем перетяжка алькантарой. Кожа менее пластичный и более толстый материал — хуже растягивается. Некоторые секреты работы с кожей я постараюсь показать в следующих статьях на http://bosscar.ru
Вот обещанные статьи про перетяжку салона автомобиля своими руками:
Перетяжка салона автомобиля кожей. Перетяжка торпеды. Москва.
Обшивка салона автомобиля. Перетяжка сидений. Москва.
Статьи о тюнинге: «Головное обустройство», автор: Михаил Романов, публиковалась в журнале «Тюнинг Автомобилей» №02, 2009, http://www.tuningauto.ru/
При копировании статьи поставьте, пожалуйста, ссылку на мой блог.
Еще статьи о тюнинге своими руками Cadillac Escalade:
Тюнинг Cadillac Escalade. Установка головного устройства. Часть 1.
Тюнинг Escalade. Перегородка в автомобиле. Перетяжка салона.
Тюнинг Cadillac Escalade. Тюнинг салона. Москва.
Замена задних сидений. Тюнинг Cadillac Escalade, Chevrolet Tahoe, Lincoln Navigator. Москва.
Еще похожие статьи о тюнинге своими руками Lincoln Navigator (все это можно сделать и в Cadillac Escalade):
09.05.2010 в 6:28 пп
С праздником, Михаил!
Добрый вечер, раньше я делал обвесы на родных бамперах, но если сделать с него слепок, то тут возникает на что крепиться будет сам бампер. Пробовал разные способы, делал из кусков метала разные ушки для болтов и наращивал из стеклопластика, но щель между фарами и бампером остается не удовлетворительной — либо кривой, либо держится плохо. Как вы решаете эту проблему? Было бы неплохо обсудить этот момент.
10.05.2010 в 5:44 пп
Привет, коллега! Для установки стеклопластиковой корки бампера часто приходится строить подрамники из стального профиля (трубы прямоугольного сечения). Стальные кронштейны жестко крепятся на кузове, а на них вешается корка бампера. И только после монтажа стеклопластика на подрамнике, шпаклевкой выравниваются все зазоры и стыки корки с кузовом, фарами, решеткой радиатора. А вообще на эту тему можно читать в журнале 4х4 Полный Привод. Будет 8 частей про обвес на Chevrolet Tahoe. Там все подробно прописано и показано.
20.09.2010 в 5:47 пп
Внимательно просмотрел процесс обтяжки и изготовления крышки CD-тюнера. Не понравилось,что лицевая поверхность опасно велика при лобовом столкновении. Панель управления, на мой взгляд, следовало ограничить справа и слева округлыми обводами. Не сочтите за проявление вредности!
Был бы рад поработать у Вас учеником.
21.09.2010 в 4:26 дп
форма крышки, это вопрос дизайна и эргономики. Не думаю, что хотя и более узкая, но с выступающими углами форма крышки будет менее опасна для головы пассажира. Я старался сделать пологие боковые поверхности, чтобы голова в случае контакта с крышкой прошла вскользь, а не воткнулась в нее (хотя, фронтальная поверхность получилась больше).
При первой же возможности приглашу на проект.