Почему руль со вставками под дерево называют деревянным? В современном автомобиле (я, так и вообще ни разу не встречал) редко делают деревянные вставки из массива дерева — обычно это шпонирование. Шпонированные вставки на руле смотрятся как настоящий деревянный руль.
Поменять серийный руль на руль с тюнингом (анатомия + кожа)
Мне самому очень нравится всякая отделочная красота, которая оживляет макетные заготовки.
Ведь что такое деревянный руль без шпонирования? Страшно взять в руки… Один хозяин авто, увидав макет моего руля так забеспокоился, что начал сомневаться нужен ли ему деревянный руль. Я и сам подумал, что он откажется от заказа.) Но было уже поздно – руль был в работе и ему пришлось поволноваться. Результат превзошел, что называется, все его ожидания – радовался деревянному рулю как ребенок! И дальше все вставки в салоне авто закатал под дерево.
Но теперь мне приходится перед обтяжкой кожей красить руль со вставками под дерево черной краской, чтобы заказчик не пугался.) А на краску эту клей не приклеивается и после показа деревянного руля хозяину нужно ее смыть.
01.А так эта коряга выглядит без шпонирования и кожи. Там, где должны быть вставки под дерево на ободе – монолитные стеклопластиковые вставки. Так, что понимаете теперь, какой он на самом деле – деревянный руль… А вообще, в современном салоне автомобиля все вставки под дерево выполнены по технологии шпонирования. Так называется обклеивание детали шпоном – тонким листом натурального дерева. Рассмотрим этот процесс на примере изготовления деревянного руля.
Изготовление вставок под дерево на руле требует прочной основы, так как после наклеивания, во время сушки, шпон сильно стягивается и стремиться деформировать деталь (усилие колоссальное). Про изготовление вставок под дерево из стекловолокна, я расскажу позже, в другой статье.
02. Сразу замечу, что этот фирменный шпон «палисандра восточно-индийского» на Range Rover Sport далеко не подарок для шпонирования. В отличие от шпона всяких «кудрявых» корней, он не так легко ложится на изогнутую поверхность. С ним придется мастеру помучиться.
Вставки под дерево начинаются с выкраивания листов шпона по размеру секторов верхней и нижней деталей деревянного руля. А еще раньше, шпонщик предупредил меня, что размер верхней вставки под дерево на руле должен подходить по ширине к полосе шпона (шпон продают определенного размера).
Мастер шпонирования вырезал из шпона кусок в форме трапеции для верхней вставки под дерево.
03. Как при любом склеивании, в шпонировании намазываются клеем обе поверхности. Намазываем кистью стеклопластик верхней вставки под дерево и изнаночную сторону заготовки шпона в районе прилегания к рулю.
04. Прицеливаемся и прикладываем руль к шпону. Удобнее именно вставку под дерево на руле накладывать на расположенный на столе кусок шпона – так лучше видно рисунок дерева относительно руля.
05. На перевернутом к нам лицевой стороной деревянном руле уже видно, что шпонировать вставку под дерево по кругу одним куском шпона невозможно – дерево не резина, не натянется на изогнутый цилиндр. Тем более такое дерево, с длинными жесткими волокнами, как наше. Поэтому оклеивать стеклопластик вставки под дерево будем с лицевой и задней стороны отдельными кусками и стыковать по внешней и внутренней сторонам руля. На фото видно начало работы, когда мастер режет шпон вдоль волокон, чтобы их уложить. Есть и поперечные надрезы вне зоны наклейки – просто, чтобы обеспечить большую гибкость нижнего участка шпона, отделяя ненужные фрагменты.
06. Так, кромсая вдоль и поперек дерево, постепенно оборачиваем«по-волоконно» верхнюю половинку вставки под дерево. Не обращаем пока что внимания на нахлесты и расхождения фрагментов дерева. Грубо, с небольшим припуском, подрезаем висящие края шпона снаружи и внутри деревянного руля.
07. Сделать точный, ровный край верхней части шпона вставки под дерево поможет бумажный малярный скотч. Наклеиваем скотч на кромку шпона и срезаем острым ножом излишки дерева, торчащие из под скотча.
08. Наружная часть шпона легла с нахлестами, а вот волокна шпона на внутренней стороне вставки под дерево разошлись – образовались клиновидные просветы. А посередине вообще «дырка» в виде галочки.
09. Решается проблема просто. Вырезаем по форме «галочки» кусочек шпона и вклеиваем его в просвет на вставке под дерево. Профессионализм мастера как раз и проявляется в подборе рисунка и цвета этого кусочка шпона для заплатки.
10. Но деревянным руль станет после того, как мы проведем шпонирование нижней половины вставки под дерево. Порядок оклейки тот же, что и сверху, только нужно будет аккуратно состыковать края шпона.
11. Вот где потребуется мастерство! Аккуратно подрезаем кромку шпона, чтобы совместить линию среза верхней пластины дерева с нижней.
12. Интересный момент компромиссного решения в шпонировании малозаметной стороны деревянного руля. Мастер надрезал нижний фрагмент шпона не вдоль волокон, а поперек??? Это, чтобы не заделывать «галочку» просвета между волокнами (смотреть фото №08 и 09)… На установленном в автомобиле руле это место не просматривается. Такой вот компромисс.
13. Оклеенные и просушенные вставки под дерево на деревянном руле обрабатываются наждачной бумагой. На подготовленной к лакированию вставке под дерево очень трудно непосвященному в секреты шпонирования человеку различить вклеенные кусочки шпона, а тем более, потом что-то заметить под блеском лака.
Еще статьи про тюнинг руля
Тюнинг Range Rover Sport, Land Rover Sport, Freelander, Discovery 3. Тюнинг руля. Москва. Часть 1.
Перетяжка руля кожей. Обтяжка руля кожей. Перешивка руля. Москва. Часть 3.
Руль дерево. Вставки под дерево. Кожа дерево. Москва. Часть 2.
Еще статьи о тюнинге руля:
Тюнинг руля. Анатомический руль. Часть 1.
Тюнинг руля. Анатомический руль. Часть 2.
Статьи о тюнинге своими руками.
Автор: Михаил Романов
Сайт: http://bosscar.ru
При копировании статьи поставьте, пожалуйста, ссылку на мой блог.
10.05.2011 в 11:22 пп
Спасибо большое! Очень полезная статья.
Перед нанесением шпон никак не обрабатывается? Слышал о методах выпаривания, выдерживания в 10% аммиаке и др. для придания шпону пластичности.
11.05.2011 в 3:58 дп
Здравствуйте, Николай! Наши мастера шпон не вымачивают. Все равно он не станет тянуться, как резина… А вклейки заплаток не избежать.
11.05.2011 в 5:42 дп
Михаил, здравствуйте, подскажите: подзагустить смолу до нужного состояния можно тем же способом, что и сделать самому гелькоут, т.е. с добавлением серебрянки!?
11.05.2011 в 7:03 дп
Здравствуйте! Смолу лучше всего загустить аэросилом. От аэросила смола почти не теряет прозрачности. Можно, конечно, класть пудру алюминиевую, цемент, кварц, тальк и т.п.
12.05.2011 в 7:45 пп
Михаил здравствуйте! Хотелось по подробней узнать как заканчивается край кожи на стыке со шпоном.
12.05.2011 в 8:54 пп
Здравствуйте! Край кожи затыкают в щель между вставкой под дерево и боковой ручкой. Есть у меня несколько фотографий — обязательно выложу в ближайшее время, раз есть к этому интерес.
12.05.2011 в 9:52 пп
Михаил, подскажите какой клей используется для оклейки шпоном? Я так понимаю, он схватывается не очень быстро. Или нужно проклеивать по мере продвижения? Используется ли фен. В общем, хотелось бы узнать немного частностей. А в общем, очень интересно.
P.S. Вы как то обещали сделать статью про масштабную модель M 1:20-50 Дождемся? 🙂
13.05.2011 в 4:01 дп
Шпонщики пользуются тем клеем, к которым привыкли. Это может быть полиуретановый клей или еще какой-нибудь хитрый клей, про который они не говорят… К сожалению, я сам шпон не клею. Но мы проведем разведку.
Про макет обязательно будет материал. Просто летом обостряется тюнинговая болезнь у наших пациентов и очень много работы. Времени на статьи не хватает:)
25.12.2011 в 5:15 пп
Здравствуйте Михаил! Можно узнать, сколько слоёв лака (приблизительно) ложится для достижения такого «рояльного» вида? Процесс зашкуривания перед каждым покрытием мне известен.
Хотелось бы ещё увидеть схожий процесс, точнее статью типа: «Карбоновый руль. Вставки под углеродное волокно». А конкретнее — на вставках под карбон всё пропитывается смолой с последующей полировкой или все же последний слой или два лаком (интересно знать конкретно процесс покрытия руля, а не молдингов и т.д.)
25.12.2011 в 5:20 пп
Здравствуйте, Евгений! Для эффекта глубины деревянный руль покрывают порядка 10 слоями лака. Поверхности вставок под дерево имеют сложную форму и приходится «надувать» лак тонким слоем, чтобы избежать образования подтеков. В отличие от горизонтальных плоских шпонированных деталей, где хватает 6 толстых слоев. Про карбоновый руль статья обязательно появится, когда будем такой делать.
24.01.2012 в 8:46 пп
Михаил здравствуйте! Вот такой вопрос! Хочу перешить руль своего авто под кожу и дерево, да и весь салон под кожу и алькантару! (FIAT BRAVA 1997). Но руль у меня какой-то пластиково-резиновый (мягкий) и нет отсечек на руле, чтоб загнать туда место стыка кожи и шпона (Ну можно конечно их вырезать на руле) Что лучше сделать?
25.01.2012 в 3:59 дп
Здравствуйте! Под шпон обязательно нужно делать монолитные вставки из стеклопластика, например. Убирать резину в местах вставок под дерево до самого каркаса. Прорезь тоже придется прорезать в резине примерно на 3-4мм глубиной. Здесь все поясняю: http://bosscar.ru/archives/3103
21.03.2012 в 3:49 пп
Михаил, здравствуйте!!! Скажите хотелось бы вставки в салоне (пластик под дерево) покрыть шпоном, чтобы получить более достойный вид, поэтому вопрос: как лучше сделать?? примерная последовательность? какие хитрости???
Если я правильно понял, то надо всего лишь шпон приклеить к пластику и покрыть лаком, или нет???
21.03.2012 в 3:50 пп
Здравствуйте, Дмитрий! Есть одна хитрость… Если сложную по форме, тонкую пластмассовую деталь покрыть шпоном, то после лака ее может «повести» — деформировать. Такие детали я предварительно усиливаю изнутри стеклопластиком. Чем толще, тем лучше, но насколько позволяет пространство за деталью. Например, молдинги из стеклопластика я делаю толщиной до 2,5см.
А в целом последовательность как в этом посте для вставок под дерево деревянного руля.
03.04.2012 в 3:47 дп
Здравствуйте Михаил. Не подскажите, где купить, заказать аэросил и то, что вы называете разделителем? Спасибо. Андрей. Германия.
03.04.2012 в 4:19 дп
Здравствуйте, Андрей! Где купить материалы в Москве смотрите http://bosscar.ru/archives/476
В Германии, думаю, еще проще.)