Самодельный спойлер – это не смешно… Задний спойлер, спойлер на крышку багажника, спойлер на крышу, спойлер задней двери – очень серьезные аэродинамические приспособления. Как сделать спойлер своими руками? Попробую описать собственный опыт.
Поменять серийный руль на руль с тюнингом (анатомия + кожа)
Клиент всегда торопится. А если это не клиент, а знакомый, которому нет дела до тюнинга, но есть нужный нам автомобиль, то времени на тюнинг вообще в обрез. Один рабочий день — и до свидания… Но я все же решился попробовать быстро смастерить спойлер на крышу Renault Symbol.
Спойлер на крышу может быть просто козырьком, прилепленным над верхней рамкой стекла, а может быть полноценным антикрылом. Я настроился на маленькое антикрыло с опорами на задние стойки Симбола. Хотел зрительно разбить эти массивные стойки и украсить скучный, как мне показалось, зад.
Всю работу спланировал в два этапа. Бегом построить жесткий каркас спойлера, а потом отдельно от кузова слепить и склеить деталь по черновой матрице. На все выделил девять дней – неделя и еще одни выходные. Времени на раздумья не оставалось, поэтому дизайн лепился, как у меня это часто бывает, сразу на модели 1:1.
01. Примерно прикинул ширину крыла и отрезал полосу из оргалита (ДВП). Придать лекальную поверхность, похожую на выпуклость крыши можно с помощью направляющей из ДСП. Выпиливаю рейку дугообразной формы и прикручиваю снизу к полосе оргалита. Оргалит напрягся по лекалу и сразу сформировал внешнюю поверхность спойлера.
02. Зафиксировать в пространстве крыло спойлера поможет пластилин. Я маскирую места под горки пластилина на стекле и на кузове малярным скотчем. Из «сухих», твердых комков выкладываю стоечки-опоры и ставлю на них полосу крыла. Пластилином удобно регулировать наклон плоскости спойлера и симметрию его установки на кузове (надеюсь, понятно, как долепливать и срезать лишнее на пластилине).
Дальше, успеть бы подклеить привалочные поверхности к стойкам кузова для спойлера. Из того же оргалита выпиливаю кронштейны и приставляю по бокам крыла к стойкам кузова. Фиксирую их с внутренней стороны пластилином. Все! Теперь только проклеиваю оргалит и завожу лоскуты стекловолокна на стойки. Еще пару часов на полимеризацию смолы и каркас можно считать готовым.
Хозяину автомобиля пришлось немного задержаться, но зато я успел соорудить основание для автономной работы со спойлером.
03. Каркас модели спойлера легко снялся со стоек кузова — никаких деформаций! Установить полосу антикрыла на временные стойки и прикрутить к подиуму не отняло много времени. А пластилин уже размягчился в плите и готов к работе. Строительным шпателем я набросал пластилином примерную форму боковых опор спойлера. Как и планировал, поверхность оргалита оставляю чистой – с нее сниму матрицу.
04. Самые приятные моменты я испытываю, когда придумываю линии и поверхности трехмерного объекта. Пластилин позволяет придавать форму с легкостью мысли. Только подумал и тут же вылепил. В общем, подлепил объемы в нужных местах и выровнял поверхности для съема матрицы. Симметрию спойлера построил при помощи немецкого профильного шаблона.
05. Частый вопрос на этапе изготовления матрицы, это разъемы. Где их ставить и как технически исполнить.
Разъемы делят корку матрицы на сборочные фрагменты. Каждый фрагмент матрицы должен иметь по всему периметру фланцы-отвороты. Этими фланцами смежные фрагменты скрепляются между собой болтами в единый матричный объем. Разъемы в матрице закладываются в местах с замкнутой формой, из которой деталь не выйдет без разделения корки матрицы. На модели разъем для съема матрицы имеет форму стенки-опалубки, установленной на поверхности модели.
Матрица моего спойлера будет разделена на две части. Хитрость подхода к изготовлению спойлера «по-быстрому» состоит в том, что я сначала делаю верхнюю часть модели и снимаю с нее матрицу, а потом долепливаю низ. Под рукой у меня в этот момент оказался кусок стальной ленты, из которого получилась нормальная опалубка для фланца матрицы. Просто забил ленту кусками с перехлестом в пластилин.
06. С этой матрицы мы рассчитывали снять небольшой тираж, поэтому я постарался выровнять как следует пластилин и не пожалел гелькоута. Хотя, и здесь сэкономил на фирменном материале – намазал обычной смолой с наполнителем из алюминиевой пудры.
07. Формуется матрица спойлера как обычно: тонким и толстым стекломатом. Есть одно только решение в этой матрице, которое я применяю не часто. Поверх шестисотого стекломата я положил слой стеклорогожи. Не помню, то ли стекломата не хватило, то ли решил перестраховаться – усилить матрицу.
Статьи о тюнинге своими руками.
Автор: Михаил Романов
Сайт: http://bosscar.ru
При копировании статьи поставьте, пожалуйста, ссылку на мой блог.
Еще статьи о тюнинге своими руками спойлера:
27.04.2010 в 4:41 пп
Привет!
Спасибо, за статью ! Очень полезная инфа, то что вы делаете действительно круто. Может создадите галерею фотографий до и после тюнинга это будет прекрасный повод поделиться и своими фото.
27.04.2010 в 6:20 пп
У меня в планах есть такая задача. Чтобы рассказать истории про тюнинг могли все желающие. К тому же, существует много других способов делать детали из стеклопластика. Было бы интересно оценит разные подходы.
19.05.2010 в 4:25 дп
Вопрос: зачем матрицу покрывать гелькоутом? Вы его потом шлифовали наждачкой? И где взять алюминиевую пудру? И еще, не понятно зачем нужна стальная лента, она и является разъемом матрицы(разделителем)? Это, как я понимаю, спойлер будет пустой изнутри? На фото только верхняя часть спойлера, а как изготовить нижнюю, а самое главное, как они будут скрепляться между собой?
19.05.2010 в 6:01 пп
Я применяю гелькоут для получения равномерного, однородной структуры слоя на поверхности матрицы или детали. В гелькоуте нет стекловолокон, которые бы выступали на поверхности во время выравнивания наждачной бумагой. Для черновой матрицы я использую гелькоут редко.
Алюминиевую пудру можно купить на рынке.
Стальная лента выполняет роль опалубки для формования фланца матрицы.
Окончание статьи про спойлер во второй части.
05.04.2011 в 3:14 пп
Привет! Статья и впрямь позновательная. Хочу заняться изготовлением деталей для своей Toyota Avensis (t22) седан. Михаил, может у вас будут какие-нибудь рекомендации перед началом выполнения работ. А, особенно хотелось бы получить совет по методу выполнения спойлера на крышку багажника. Спасибо!