Изготовление спойлеров из стекловолокна подталкивает макетчика к разным хитроумным технологическим уловкам. Особенно в условиях дефицита времени, места и объектов тюнинга самодельный спойлер можно слепить буквально на ходу. Спойлер своими руками по черновой матрице за короткое время.
Поменять серийный руль на руль с тюнингом (анатомия + кожа)
08. Вот, теперь, когда смола отвердела можно перевернуть спойлер и посмотреть, что внутри. А внутри я протянул пластилин шаблоном, чтобы придать нижней поверхности спойлера выпуклую форму антикрыла. Сформировал боковые опоры и выстроил симметрию. После всего, очистил и подлепил углы модели с фланцем матрицы.
09. Нижнюю сторону спойлера быстро залепил стеклопластиком и просверлил отверстия под болты. Отверстия должны быть как можно ближе к модели спойлера – так плотнее прижмутся полуформы матрицы.
10. Волосатые края матрицы придется подрезать болгаркой, так как толщина пластика из двух полуформ может достигать 6-7мм. После обрезки я немного зачищаю кромки и поверхности матрицы, чтобы не поймать стеклянную занозу голыми руками.
11. Раскрывать матрицу спойлера неудобно. Сначала лезвием ножа или стальной линейкой я провожу между полуформами и разъединяю их. В щель между половинками матрицы вставляю клинышки и щепки. Постепенно пластилин модели расслаивается и полуформы матрицы раскрываются. Часть пластилина модели остается на половинках матрицы, когда из нее вынимается каркас спойлера.
12. Для удаления остатков пластилина из матрицы можно использовать деревянные и пластмассовые скребки. В конце начисто протереть расплавленный феном пластилин тряпкой.
На гелькоуте черновой матрицы всегда остаются следы – отпечатки от пластилина модели. В этих случаях я выравниваю внутреннюю рабочую поверхность матрицы грубой наждачной бумагой. Довести до идеального состояния матрицу не получится, но сбить выступающие кочки и следы царапин можно.
13. В отличие от матрицы, деталь всегда должна формоваться с гелькоутом. Пусть этот гель будет загущенной алюминиевой пудрой смолой, но совсем без внешнего, защитного слоя на спойлере после покраски может проступить фактура стекловолокна. Не забываем намазать разделительным слоем матрицу и наносим широкой кистью гелькоут.
14. Гелькоут из алюминиевой пудры имеет несколько недостатков, один из которых – база в виде полиэфирной смолы для формования. В состав этой смолы входит парафин, который при полимеризации поднимается на поверхность геля… После отверждения гелькоут необходимо слегка зашкурить.
Пока гелькоут «сохнет», я нарезаю куски стекломата и развожу для наполнения острых углов матрицы густую кашу из полиэфирки и аэросила.
15. Что такое контактное формование можно увидеть на примере моего спойлера. Поверхность гелькоута намазывается полиэфирной смолой и накрывается стекломатом (для первого слоя я использую трехсотый). Сверху стекломат смачивается смолой и прибивается к гелькоуту кистью. Воздушные пузырьки выгоняются при помощи специального валика с поперечной насечкой.
Пустотелые замкнутые детали сложной конфигурации я стараюсь не переутолщать. Формую всего два слоя – матом 300 и 600. Только еще одним слоем усиливаю верхнюю ровную плоскость спойлера.
16. Края свежеотформованной детали стараюсь успеть обрезать ножом, пока желеобразное состояние полиэфирной смолы не перешло в твердое. Если удается поймать этот момент – можно сэкономить кучу времени и хорошего настроения. Готовые половинки спойлера вынимаю из матрицы и слегка дорабатываю края наждачной бумагой.
17. Вот она – свинченная матрица! А в ней склеивается спойлер. К сожалению, фотографии с процессом склейки я сделать не успел, но на словах это выглядит так: на края половин деталей, вставленных в полуформы матрицы, горкой накладываются «колбаски» каши из полиэфирной смолы и аэросила (любого сыпучего загустителя). Вот появилась фотка (№5) этих колбасок с другого проекта http://bosscar.ru/archives/1652 Когда полуформы матрицы соединяются, то колбаски каши на разных половинах спойлера соприкасаются и склеивают детали между собой. Вот такая кулинария.
18. Правильно и в нужных местах намазанный разделитель сэкономит время на вытаскивании детали из матрицы. Легко поддеваю половинку матрицы ножом и она без усилия отделяется от спойлера.
19. Тем же способом выковыриваю сам спойлер из второй полуформы матрицы. По периметру склеенной из двух половинок детали хорошо видно облой – затвердевшая полиэфирная каша.
20. Финальная стадия изготовления спойлеров – обработка краев и подготовка поверхностей к покраске.
Итак, при помощи пластилина, стеклопластика, наждачной бумаги и умелых рук макетчика мы узнали, как сделать спойлер своими руками.
Статьи о тюнинге своими руками.
Автор: Михаил Романов
Сайт: http://bosscar.ru
При копировании статьи поставьте, пожалуйста, ссылку на мой блог.
Еще статьи о тюнинге своими руками спойлера:
23.04.2010 в 7:59 дп
Здравствуйте Михаил!
в который раз восхищаюсь вашим Мастерством )
ОЧЕНЬ жаль, что Вы не дополнили п.17 фотографиями..
склеивание половинок в матрице — интересный и не простой момент.
если будет возможность — в след.записях разверните этот процесс подробнее (и лучше БЫ с фотографиями)
с Уважением, Дмитрий
24.04.2010 в 1:31 пп
Спасибо, Дмитрий!
Этот спойлер делал очень быстро, торопился склеить, пока не встала смола. Фотографировал тогда еще пленочным фотоаппаратом… А картинки со склейкой половинок детали будут на примере расширителей арок для Шевроле Тахо.
27.04.2010 в 5:24 пп
Аэросил это шпаклевка со стекловолокном? Можно использовать другие марки или в ней есть что то особенное что нет в других?
27.04.2010 в 6:13 пп
Аэросил, это такая белая стеклянная пудра. Ее используют как загуститель для полиэфирной смолы. А загустить смолу желательно, когда формуешь деталь с острыми углами или потолок. Густая смола не дает волокнам стекла пружинить и топорщиться – уменьшает вероятность появления воздушных пузырей. Для склейки деталей используют густо наведенную с аэросилом полиэфирную смолу. Консистенцию выбирают в зависимости от задачи. Главное, чтобы эту кашу можно было хорошо перемешать с катализатором (отвердителем). Вместо аэросила можно попробовать другие сыпучие материалы.
11.05.2010 в 4:06 пп
Михаил доброго времени суток!! Вопрос — как вы решаете проблему пузырей. Обьясню ситуацию — например изготовление спойлера: 1 слой гелькоата (фирменного), сушка, потом второй слой, сушка, потом замешиваю кашу из смолы и аэросила — наношу, и сразу на мокрую 150 мат, ну и потом после сушки все остальное.
Проблема — когда изделие готово ничего не просматривается, оставляю на солнце, изделие прожаривается один или два дня, и на поверхности появляются вздутия от 1 до 3мм. Пробовал с вуалью делать, тоже местами вздуваются в том числе после покраски…
Как этого избежать????
Буду ждать ответа! С уважением, Федор
12.05.2010 в 3:56 дп
Здравствуйте, Федор! Обычно, я наношу только один слой геля, а дальше мат 300. Самый важный этап формования, это укладка первого слоя мата на гелькоат. Если боитесь пузырей, прикатывайте специальным валиком с насечкой (фото 15). А Ваша проблема, думаю, в слое из аэросила на гелькоате. Перемешанная с аэросилом смола насыщается воздухом, мы называем это «газировкой», и кистью пузыри уж точно не выбить – пробуйте валик. А перед маляркой я всегда проверяю деталь на пузыри феном. Под струей горячего воздуха пузыри проявляются, как у вас на солнце.
25.05.2010 в 5:58 пп
Здравствуйте Михаил!
А чем вы склеиваете тот спойлер, который у вас на фотографии? Спасибо!
26.05.2010 в 3:29 дп
Производители полиэфирных смол предлагают сильно загущенную смолу с разными добавками – «Престакол». В кругу макетчиков этот материал называется «Склейка». Мы используем его, в частности, для склеивания таких деталей как этот спойлер. Но, я часто применяю для склеивания деталей кашу из обычной формовочной смолы и аэросила. Она похожа на «престакол».
26.03.2011 в 8:29 пп
Если я правильно понял, то престакол накладывается на две половинки таким образом, чтобы при их состыковке он оказался по максимуму с внутренней стороны, так как внешняя после застывания срезается под ноль? И второй вопрос, престакол наносится только на одну половинку будущего спойлера или на обе?
27.03.2011 в 8:33 дп
Престакол выкладывается по кромке корки горкой внутрь формы. Обязательно на обе полуформы детали. Очень важно помнить при этом, что поверхность стеклопластика необходимо «задрать» наждачной бумагой.Престакол обязательно должен выдавливаться с наружной стороны детали — в этом случае не придется шпаклевать раковины на швах половинок спойлера. Замена престаколу — каша из полиэфирной смолы и аэросила.
19.08.2011 в 6:29 пп
Здравствуйте,Михаил. Скажите пожалуйста, сколько кистей понадобится при изготовлении и матрицы и уже детали? Или придется периодически промывать кисть ацетоном, чтобы избежать ее застывания. Извините, вопрос может показаться глупым, я впервые буду изготавливать деталь, поэтому интересуют все тонкости. Спасибо заранее.
19.08.2011 в 7:18 пп
Здравствуйте! Я не считал точно, но с кистями такое дело: можно использовать как одноразовые, так и промывать после формования. Я, например, покупаю кисти в больших гипермаркетах по цене 5 — 10руб. и после большого объема формования просто выбрасываю их. Но в промежутках между замесами смолы стараюсь ставить ее в баночку с растворителем 646 или ацетоном (он дороже стоит). Причем, чтобы кисть не полимеризовалась, ее нужно помять в растворителе (пополоскать).
Если кисть дорогая и ее жалко выбрасывать, то сделайте банку с крышкой из пластиковой бутылки 1,5л. Режете бутылку чуть выше середины и верхнюю часть нахлобучиваете на нижнюю. В такой банке кисть можно оставлять на долгое время в растворителе.
29.03.2012 в 2:43 дп
Здравствуйте, Михаил. После того как спойлер готов, как к кузову его прикрепить? к примеру кузов «универсал».
29.03.2012 в 3:00 дп
Здравствуйте, Слава! Маленький спойлер (узкая полоска на углу крыши) приклеивается на автомобильный стекольный герметик (клей для стекол Terason, например). Нужно не забыть намазать поверхности склейки праймером из комплекта герметика.
Большие спойлеры, типа моего двухэтажного антикрыла в стиле WRC на задней двери Пежо 206, приходится крепить через стальные кронштейны.
Антикрыло на крышке багажника седана приклеивается на герметик и прикручивается саморезами снизу (отверстия в крышке багажника).