В свое время Паджеро был примером настоящего, бескомпромиссного внедорожника. Все помнят его по многочисленным победам на Дакаре. А мне он нравится своей внешностью как эталон машины для бездорожья. И почему-то долгое время внешний вид его кузова и салона не меняется, как не меняется и руль, который меня попросили тюнинговать в анатомическом стиле.
Принесли два руля: один резиновый, второй перетянутый кожей. Кожаный был сильно потрепан, но делать анатомию решил на нем, так как в матрице нужны точные оттиски посадочных мест декоративных колечек на спицах именно под перетяжку руля. Резиновый обод имитирует руль, перешитый кожей, и по размерам совпадает с уже обтянутым рулем. В местах примыкания колечек к спицам нет зазора под толщину кожи.
Неудобно, конечно, что на перетянутом руле в важном месте на ободе оторвана кожа и есть вмятины, но я решил выровнять эти места на макете пластилином.
Каждый раз перед началом работы на ободе, мы обсуждаем в каком стиле нужно делать тюнинг руля, какую форму анатомии руля выбрать для конкретного случая. А иногда сам заказчик предлагает вариант из тех, что видел среди моих дизайнов анатомических рулей. В случае с четырехспицевым рулем Митсубиси Паджеро понравился мой тюнинг в S-стиле, причем без скошенного низа, то есть круглый. Для себя я решил, что если появится клиент на такой же, только скошенный руль, то быстро сделаю его на базе тюнинга круглого руля. Как сделать из круглого скошенный руль можно посмотреть в статье: Руль Рендж Ровер Ленд Ровер. Изменение анатомии руля. Скошенный руль. Москва. (Там же и перенос симметрии анатомии с помощью шаблонов). На этом выборе остановились, и началась макетная работа по изменению анатомии руля.
Уже на этапе поиска и принятия решения по стилю тюнинга руля нужно представлять, как будет выглядеть руль в окончательном виде — с анатомией и перетяжкой кожей. Желательно сразу закладывать расположение стыков и фактуру материалов оплетки перешива руля. От конструкции оплетки будет зависеть сколько канавок под стыки прорезать на ободе.
На руле Mitsubishi Pajero стыки расположатся по классической схеме — над верхними анатомическими шишками и между нижними спицами. Четыре стыка дают возможность перетяжки руля четырьмя отрезками кожи. Можно сделать гладкие фрагменты снизу и сверху и перфорированную кожу по бокам.
У меня сложился привычный порядок изготовления анатомического тюнинга руля. Сначала готовится обод руля, и маскируется пленкой и скотчем чашка руля или рама, как в случае с Паджеро для лепки рельефа анатомии руля.
В анатомическом тюнинге четырехспицевых рулей есть своя особенность по размещению рельефа анатомии на ободе. В отличие от трехспицевых рулей расстояние между верхней и нижней спицами меньше, причем иногда критически меньше… Хорошо, что на руле Митсубиси Паджеро между спицами все-таки достаточно расстояния для размещения полноценной анатомической формы.
На этом расстоянии мне удается расположить мою фирменную S-линию тюнинга руля. Форма рельефа под верхними спицами до низа обода, это главное место изменения анатомии руля и отличительная черта разных производителей анатомических рулей. Кто-то просто опускает линию анатомического ребра от верха верхней спицы слегка изогнутой линией, а я придумал сделать ломаную линию, напоминающую латинскую букву S (если смотреть на левую сторону обода).
Делать модель анатомического руля скульптурным пластилином у меня давно вошло в привычку. И как обычно, основной этап поиска пропорций и пластики формы тюнинга руля начинается с разогрева твердого скульптурного пластилина, которым набирается масса объема будущей анатомии.
Теплый, размягченный пластилин я обобщённо налепливаю руками на левую половину обода, одновременно пальцами намечая пропорции и движения граней формы анатомического руля, а стеком продавливаю линии будущих ребер рельефа. В мягком пластилине быстро меняю и подправляю объемы, пропорции и канавки линий, приближая форму к задуманной в воображении. В процессе остывания пластилин становится твердым и уже позволяет работать скульптурными инструментами.
Мой любимый инструмент для лепки анатомического тюнинга на руле, это петля, лично мной тюнингованная из китайской заготовки под мои задачи и размеры объекта лепки. На деревянной палочке с двух концов закреплены стальные проволочные, заточенные по краям петли разной конфигурации для срезания выпуклых и вогнутых поверхностей. Этими петлями ровняются и срезаются грани анатомического рельефа руля.
Грубо налепленный затвердевший пластилин на ободе руля Митсубиси Паджеро срезаю до запланированных объемов и конфигурации анатомии. Но это еще не окончательное построение формы тюнинга руля, а чуть более детальный поиск расположения граней и ребер. В процессе лепки анатомического руля постоянно примеряюсь рукой к ободу, тестируя удобство хвата — твердый пластилин позволяет это делать без вмятин.
Так постепенно уточняя расположение ребер анатомии руля, удобных с позиции эргономики, стараюсь вылепить красивый изгиб линий и сформировать глубокую, контрастную светотень, насколько позволяет каркас обода.
Еще не «зализанный» под изготовление оснастки макет левой стороны анатомии проверяю на красоту через графический редактор, отзеркаливая и совмещая правую сторону анатомии руля с левой. Пропорции и линии ребер меня устроили, значит можно переходить к построению модели симметричной правой анатомической стороны руля.
Порядок лепки правой стороны анатомического тюнинга руля такой же, как и слева, только без поиска формы, но с переносом симметрии разными вспомогательными приспособлениями. И обязательно нужно контролировать «на глазок» линии ребер для сравнения с готовой эталонной стороной.
Раньше или позже наступает радостный момент окончательного выравнивания формы и «вылизывания» поверхности анатомии до зеркального блеска. Конечно, это не обязательно делать на пластилине, но от этого будет зависеть количество работы по шкурению наждачкой поверхности матриц в твердом материале. Для меня, уж лучше полепить… По качеству поверхности пластилиновой модели анатомического руля можно судить об опыте и квалификации мастера.
Опускаю описание всех грязных и колючих мучений по добыванию стеклопластиковой оснастки для отливки анатомического руля и показываю результат этих работ.
У нас получилась красиво изогнутая линия ребра, зигзагом соединившая верхнюю и нижнюю спицы руля. Ребро верхней анатомической шишки зрительно поддерживает общую напряженную композицию тюнинга руля. Глубокая, контрастная светотень отвесно падающих граней рельефа анатомии усиливает динамику и агрессивный характер руля.
Канавки-прорези под стыки оплетки перетяжки руля выполнены статичными, перпендикулярными к ободу, чтобы зрительно не перегружать уже и без того активный рисунок тюнинга руля.
Автор: Михаил Романов
Сайт: http://bosscar.ru
Как заказать руль BOSSCAR. Москва.
Изготовление матрицы под анатомический руль в статье: Кожаный руль. Спортивный руль для Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3 тюнинг. Москва. Часть 2.
Про материалы и инструменты для лепки: Школа тюнинга. Скульптурный пластилин для тюнинга. Москва.
Про то, как я начинал работать с анатомическими рулями по матрице: Тюнинг руля. Анатомический руль. Москва. Часть 1.
и продолжение: Тюнинг руля. Анатомический руль. Москва. Часть 2.
Добавить комментарий