В свое время Паджеро был примером настоящего, бескомпромиссного внедорожника. Все помнят его по многочисленным победам на Дакаре. А мне он нравится своей внешностью как эталон машины для бездорожья. И почему-то долгое время внешний вид его кузова и салона не меняется, как не меняется и руль, который меня попросили тюнинговать в анатомическом стиле.

Резиновый и кожаный рули Митсубиси Паджеро ждут анатомического тюнинга.
Резиновый и кожаный рули Митсубиси Паджеро ждут анатомического тюнинга.

Принесли два руля: один резиновый, второй перетянутый кожей. Кожаный был сильно потрепан, но делать анатомию решил на нем, так как в матрице нужны точные оттиски посадочных мест декоративных колечек на спицах именно под перетяжку руля. Резиновый обод имитирует руль, перешитый кожей, и по размерам совпадает с уже обтянутым рулем. В местах примыкания колечек к спицам нет зазора под толщину кожи.

Неудобно, конечно, что на перетянутом руле в важном месте на ободе оторвана кожа и есть вмятины, но я решил выровнять эти места на макете пластилином.

Анатомия руля Паджеро 4 с тюнингом в  S-стиле.
Анатомия руля Паджеро 4 с тюнингом в S-стиле.

Каждый раз перед началом работы на ободе, мы обсуждаем в каком стиле нужно делать тюнинг руля, какую форму анатомии руля выбрать для конкретного случая. А иногда сам заказчик предлагает вариант из тех, что видел среди моих дизайнов анатомических рулей. В случае с четырехспицевым рулем Митсубиси Паджеро понравился мой тюнинг в S-стиле, причем без скошенного низа, то есть круглый. Для себя я решил, что если появится клиент на такой же, только скошенный руль, то быстро сделаю его на базе тюнинга круглого руля. Как сделать из круглого скошенный руль можно посмотреть в статье: Руль Рендж Ровер Ленд Ровер. Изменение анатомии руля. Скошенный руль. Москва. (Там же и перенос симметрии анатомии с помощью шаблонов). На этом выборе остановились, и началась макетная работа по изменению анатомии руля.

Обод руля Митсубиси Паджеро 4, подготовленный к лепке анатомического тюнинга руля.
Обод руля Митсубиси Паджеро 4, подготовленный к лепке анатомического тюнинга руля.

Уже на этапе поиска и принятия решения по стилю тюнинга руля нужно представлять, как будет выглядеть руль в окончательном виде — с анатомией и перетяжкой кожей. Желательно сразу закладывать расположение стыков и фактуру материалов оплетки перешива руля. От конструкции оплетки будет зависеть сколько канавок под стыки прорезать   на ободе.

 На руле Mitsubishi Pajero стыки расположатся по классической схеме — над верхними анатомическими шишками и между нижними спицами. Четыре стыка дают возможность перетяжки руля четырьмя отрезками кожи. Можно сделать гладкие фрагменты снизу и сверху и перфорированную кожу по бокам.  

У меня сложился привычный порядок изготовления анатомического тюнинга руля. Сначала готовится обод руля, и маскируется пленкой и скотчем чашка руля или рама, как в случае с Паджеро для лепки рельефа анатомии руля.

Элемент тюнинга руля Mitsubishi Pajero в стиле S-style.
Элемент тюнинга руля Mitsubishi Pajero в стиле S-style.

В анатомическом тюнинге четырехспицевых рулей есть своя особенность по размещению рельефа анатомии на ободе. В отличие от трехспицевых рулей расстояние между верхней и нижней спицами меньше, причем иногда критически меньше… Хорошо, что на руле Митсубиси Паджеро между спицами все-таки достаточно расстояния для размещения полноценной анатомической формы.

На этом расстоянии мне удается расположить мою фирменную S-линию тюнинга руля. Форма рельефа под верхними спицами до низа обода, это главное место изменения анатомии руля и отличительная черта разных производителей анатомических рулей. Кто-то просто опускает линию анатомического ребра от верха верхней спицы слегка изогнутой линией, а я придумал сделать ломаную линию, напоминающую латинскую букву S (если смотреть на левую сторону обода).

Начальный этап лепки анатомического тюнинга руля Паджеро 4.
Начальный этап лепки анатомического тюнинга руля Паджеро 4.

Делать модель анатомического руля скульптурным пластилином у меня давно вошло в привычку. И как обычно, основной этап поиска пропорций и пластики формы тюнинга руля начинается с разогрева твердого скульптурного пластилина, которым набирается масса объема будущей анатомии.

Теплый, размягченный пластилин я обобщённо налепливаю руками на левую половину обода, одновременно пальцами намечая пропорции и движения граней формы анатомического руля, а стеком продавливаю линии будущих ребер рельефа. В мягком пластилине быстро меняю и подправляю объемы, пропорции и канавки линий, приближая форму к задуманной в воображении. В процессе остывания пластилин становится твердым и уже позволяет работать скульптурными инструментами.

Проработка в пластилине анатомической формы тюнинга руля Митсубиси.
Проработка в пластилине анатомической формы тюнинга руля Митсубиси.

Мой любимый инструмент для лепки анатомического тюнинга на руле, это петля, лично мной тюнингованная из китайской заготовки под мои задачи и размеры объекта лепки. На деревянной палочке с двух концов закреплены стальные проволочные, заточенные по краям петли разной конфигурации для срезания выпуклых и вогнутых поверхностей. Этими петлями ровняются и срезаются грани анатомического рельефа руля.

Грубо налепленный затвердевший пластилин на ободе руля Митсубиси Паджеро срезаю до запланированных объемов и конфигурации анатомии. Но это еще не окончательное построение формы тюнинга руля, а чуть более детальный поиск расположения граней и ребер. В процессе лепки анатомического руля постоянно примеряюсь рукой к ободу, тестируя удобство хвата — твердый пластилин позволяет это делать без вмятин.

Зеркальный перенос левой стороны анатомии руля направо.
Зеркальный перенос левой стороны анатомии руля направо.

Так постепенно уточняя расположение ребер анатомии руля, удобных с позиции эргономики, стараюсь вылепить красивый изгиб линий и сформировать глубокую, контрастную светотень, насколько позволяет каркас обода.

Еще не «зализанный» под изготовление оснастки макет левой стороны анатомии проверяю на красоту через графический редактор, отзеркаливая и совмещая правую сторону анатомии руля с левой. Пропорции и линии ребер меня устроили, значит можно переходить к построению модели симметричной правой анатомической стороны руля.

Построение симметрии анатомической формы руля Mitsubishi Pajero 4.
Построение симметрии анатомической формы руля Mitsubishi Pajero 4.

Порядок лепки правой стороны анатомического тюнинга руля такой же, как и слева, только без поиска формы, но с переносом симметрии разными вспомогательными приспособлениями. И обязательно нужно контролировать «на глазок» линии ребер для сравнения с готовой эталонной стороной.

Раньше или позже наступает радостный момент окончательного выравнивания формы и «вылизывания» поверхности анатомии до зеркального блеска. Конечно, это не обязательно делать на пластилине, но от этого будет зависеть количество работы по шкурению наждачкой поверхности матриц в твердом материале. Для меня, уж лучше полепить… По качеству поверхности пластилиновой модели анатомического руля можно судить об опыте и квалификации мастера.

Отлитый из полиуретана анатомический руль Митсубиси Паджеро 4.
Отлитый из полиуретана анатомический руль Митсубиси Паджеро 4.

Опускаю описание всех грязных и колючих мучений по добыванию стеклопластиковой оснастки для отливки анатомического руля и показываю результат этих работ.

 У нас получилась красиво изогнутая линия ребра, зигзагом соединившая верхнюю и нижнюю спицы руля. Ребро верхней анатомической шишки зрительно поддерживает общую напряженную композицию тюнинга руля. Глубокая, контрастная светотень отвесно падающих граней рельефа анатомии усиливает динамику и агрессивный характер руля.

Канавки-прорези под стыки оплетки перетяжки руля выполнены статичными, перпендикулярными к ободу, чтобы зрительно не перегружать уже и без того активный рисунок тюнинга руля.

Автор: Михаил Романов
Сайт: http://bosscar.ru

Как заказать руль BOSSCAR. Москва.

Изготовление матрицы под анатомический руль в статье: Кожаный руль. Спортивный руль для Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3 тюнинг. Москва. Часть 2.

Про материалы и инструменты для лепки: Школа тюнинга. Скульптурный пластилин для тюнинга. Москва.

Про то, как я начинал работать с анатомическими рулями по матрице: Тюнинг руля. Анатомический руль. Москва. Часть 1.

и продолжение: Тюнинг руля. Анатомический руль. Москва. Часть 2.