Хозяин Порше, как-то попросил меня украсить автомобиль тюнингом. Мои знакомые предложили затянуть карбоном капот, ну а я подсказал ему композиционно поддержать карбоновое пятно спереди небольшим пятном в виде карбоновой рамки для номера сзади.
Поменять серийный руль на руль с тюнингом (анатомия + кожа)
В бампере Porsche уже была ниша для номера, только в американской версии (для узких номеров). Когда ставили широкий номер, то с боков остались отверстия, которые кое-как прикрыли куском пластика. Вся эта конструкция смотрелась небрежно и раздражала хозяина. Положение мог спасти только тюнинг Порше – изготовление рамки для номера размером во всю нишу.
Фото 01. Детали, типа рамки для номеров, которые должны прилегать к поверхности кузова (или бампера как в этот раз), я делаю сразу по месту. Прием этот мы, макетчики называем формованием «по болвану», в отличии от матричной технологии. Сделанная по болвану рамка для номеров Porsche тюнинга будет плотно прилегать к поверхности ниши в бампере и ее не придется специально подгонять к месту установки.
Фото 02. Защитить крашеную поверхность бампера от полиэфирной смолы можно при помощи автомобильного молярного скотча. Маскируем нишу рамки для номеров двумя слоями скотча. Сверху, в нише рамки для номеров бампера Порше врезаны светильники подсветки. В стеклопластиковой детали тюнинга Porsche отверстия подсветки номера должны сохраниться. Чтобы не искать места отверстий на готовой рамке для номеров, нужно сразу наметить их контуры на скотче. Следы от маркера отпечатаются на стеклопластике и можно выпиливать отверстия, не прикладывая заготовку рамки для номеров к нише.
Фото 03. Формуем деталь Порше Porsche тюнинга поверх малярного скотча. Стеклопластик по болвану лучше клеить из стекломата 300 – тонкий мат равномернее укладывается и не образует больших неровностей. Формование по болвану требует особой аккуратности, чтобы потом не наваливать много шпаклевки для выравнивания на деталь тюнинга.
Фото 04. Бампер Porsche в месте ниши рамки для номеров был ослаблен переделкой под европейский номер – прогибался и коробился. Тюнингом я рассчитывал одновременно усилить это место, поэтому склеил рамку для номеров потолще. К тому же, предполагалось оклеить ее карбоном.
Фото 05. Porsche тюнинг — стеклопластиковая корка рамки для номеров легко отделяется от бампера. Часть скотча отходит со стеклопластиком, а часть остается на бампере. Скотч без проблем снимаем с детали Порше тюнинга, и нам открывается маркерная разметка отверстий подсветки на стеклопластиковой корке рамки для номера.
Фото 06. Как оформить накладную деталь на бампере я решил еще до того, как начал маскировать бампер и формовать стеклопластик. По проекту Porsche тюнинга рамка для номера должна обклеиваться карбоном, поэтому края рамки загнуты наружу — так будет лучше видно карбон. Осталось определиться с шириной фланцев рамки для номеров. Верхний край подходит к датчикам парктроника, ограничивая ширину фланца рамки. Так ее разметил и обрезал.
Фото 07. Снаружи рамка для номера получилась неровная, как легло стекловолокно. В результате, под облицовку карбоном поверхность детали Порше тюнинга должна быть гладкой и правильной формы. Можно не готовить деталь как под покраску, но углы, грани и плоскости нужно простроить. Делается это автомобильной полиэфирной шпаклевкой. Наносить шпаклевку на незашкуренную поверхность стеклопластика опасно, может отвалиться. Верхний слой полиэфирки имеет парафиновую поверхность, т.е. можно сказать разделитель. Я грубо обдираю лицевую сторону рамки для номеров болгаркой и замазываю слоем шпаклевки.
Фото 08. Детали под оклейку карбоном могут быть без наружного слоя гелькоута, грунта или шпаклевки как под покраску. Текстура стекловолокна все равно не проявятся через сетку карбона и лака. Поэтому я шкурю эту деталь Порше тюнинга, снимая как шпаклевку, так и само стекловолокно. На этом этапе простраиваю только поверхности рамки для номеров.
Фото 09. После того, как у меня появились углы между плоскостями, стало возможным уточнить ширину фланцев и подправить контур рамки для номеров. Начинаю с одного угла выравнивать край стеклопластика до формы правильной окружности. По ней же делаю шаблон из малярного скотча и переношу симметрию на другую сторону детали Порше тюнинга.
Фото 10. Внутренние углы рамки для номеров тоже строятся при помощи автомобильной шпаклевки. Когда есть две смежные поверхности, можно легко протянуть угол шаблоном. Одновременно уточняю мелкие погрешности формы и замазываю раковины.
Фото 11. Зашпаклеванные внутренние углы удобно шкурить скрученной в рулончик нужного диаметра наждачной бумагой. Внешние углы рамки для номеров тоже немного скругляю, чтобы карбон ложился лучше. В последнюю очередь пропиливаю отверстия для светильников подсветки номера.
Фото 12. Дальше Порше тюнинг продолжается на месте установки рамки для номеров в бампере Porsche. Неровные щели между деталями тюнинга и кузовными деталями могут испортить самое лучшее впечатление от всей работы. К подгонке тюнинга Порше относимся с таким же вниманием что и к исполнению самой детали. Щели на примыкании тюнинга к бамперу заделываю шпаклевкой (пример подгонки смотреть http://bosscar.ru/archives/1829). И не забываю маскировать бампер малярным скотчем.
Фото 13. Сдача законченной работы Порше тюнинга карбонщикам проходит на бампере Porsche. У нас, макетчиков это обязательное правило, чтобы не было потом претензий от следующих специалистов по поводу некачественно сделанной работы. Моих знакомых карбонщиков качество рамки для номеров полностью устроило.
Окончательный вид Порше Porsche тюнинг приобрел после карбоновой мастерской, но я, к сожалению, этого не видел.
Статьи о тюнинге своими руками.
Автор: Михаил Романов
Сайт: http://bosscar.ru
08.01.2012 в 7:25 дп
На больших плоских поверхностях достаточно «поцарапать» руками крупной наждачкой №40. Небольшие криволинейные участки можно пройтись, например, болгаркой с лепестковым кругом на малых оборотах или шарошкой-дрелью.
09.01.2012 в 10:27 дп
Михаил, подскажите как правильно снять сразу чистовую матрицу с детали, чтобы она была тех же размеров?
09.01.2012 в 11:06 дп
Чистовая матрица снимается с подготовленной детали — грунтованной или крашенной. Главная задача, это правильная установка разъемов на поверхности детали. Деталь разбивается на фрагменты вертикальными стенками из картона, ПВХ или т.п. материалов для изготовления разборной матрицы. Дальше по-фрагментарно формуется сама матрица.
Деталь, отформованная по матрице, будет иметь те же размеры, что и оригинальная деталь, с которой снималась матрица.)
12.01.2012 в 7:03 дп
Это понятно, я спросил потому, что хочу сделать дверную панель под подиумы из стекловолокна, но в одном экземпляре. Не хочу тратить время и материал на черновой вариант. Могу ли я с подготовленной панели (необходимая форма уже вылеплена из пластилина на панели) сразу снять готовую деталь, чтобы она совпадала по размерам с заводской?
И второй вопрос: сколько слоев мата вы делаете на готовой детали, а то почитал ваши старые статьи и там в каждом случае разное кол-во слоев? 1 слой 300-ки и 3 слоя 600-ки хватит на бампера, крылья, пороги?
12.01.2012 в 7:13 дп
Такой способ у мастеров принято называть безматричным изготовлением детали «по болвану». Как раз в этом посте он описан. Поверх модели наформовывается стеклопластик и потом с лицевой стороны выравнивается шпаклевками и придается правильная форма поверхности (считай заново простраивается). Обычно, между заводской обшивкой двери и смежными обшивками салона есть большие зазоры. Поэтому дополнительная толщина стеклопластика 2-3мм по периметру дверной панели не должна мешать и тереться о другие обшивки. Это если тюнинговую дверную панель полностью формовать поверх заводской. Но можно ведь ваши подиумы срастить с родной дверной панелью, как я делал на Скае: http://bosscar.ru/archives/1563
Что касается обвеса, то слоя гелькоута, 1 слоя 300 и 2 слоев 600 должно хватить на толщину 2 — 3мм. В местах прилегания детали к кузову и в местах креплений можно дополнительно положить 1 полоску мата 600. Я, например, по периметру, по краю усиливаю деталь полосой шириной 4 — 5см мата 600.