Академическая дизайнерская наука требует, чтобы содержание определяло форму, а форма должна отражать содержание. Как отразится на внешнем тюнинге внутреннее переоборудование микроавтобуса, посмотрим на примере высокой крыши Шевроле Экспресс.
Поменять серийный руль на руль с тюнингом (анатомия + кожа)
Но не столько к улучшению внешнего вида стремлюсь, сколько переживаю о том, как бы не изуродовать уже придуманный американскими дизайнерами внешний тюнинг нашим переоборудованием микроавтобуса.
Фото 01. Мексиканская компания делает внешний тюнинг Шевроле Экспресс Explorer limited SE. На грузовом фургоне срезается родная стальная крыша и приклеивается высокая крыша из стеклопластика. Такое переоборудование микроавтобуса позволяет поднять потолок и увеличить пространство над головой пассажиров в салоне. С их высокой крышей может стоять, слегка наклонив голову человек среднего роста. А хозяин этого Шевроле Экспресс ростом под 1м 90см… И захотелось ему вставать во весь рост в салоне микроавтобуса. Переоборудовать крышу, было его первым заданием. А вот как при этом изменится внешний тюнинг высокой крыши стало для меня непростым вопросом на этом проекте.
Фото 02. Главные задачи: не навредить внешнему тюнингу и не превысить сумму бюджета, выделенную на работы по переоборудованию крыши микроавтобуса, решились быстро. Приподнять среднюю панель крыши на 30см. Чтобы не увязнуть в макетировании «лобика» крыши, нужно было только прорезать ее по бокам и сзади, отогнуть и приподнять на распорках до нужной высоты. Пластичности стеклопластика хватило для того, чтобы мы получили плавную дугу без излома формы от «лобика» до «хвоста».
О том, как соединять боковые стенки новой высокой крыши со стеклопластиком мексиканского внешнего тюнинга я решил заранее. Для этого от угла крыши до линии реза была оставлена полоса горизонтальной поверхности, на которую ляжет отворот новой боковой стенки. Одновременно, этим я делаю более узкой верхнюю панель новой крыши, чтобы боковые стенки встали к ней с наклоном.
Фото 03. Так выглядят распорки внутри салона Шевроле Экспресс. Горизонтальные бруски опираются на металл кузова, а вертикальные задают высоту положения для внешнего тюнинга крыши. Длиной вертикальных стоек я выстроил кривизну нового контура высокой крыши. Думаю, что такое переоборудование микроавтобусов исполнялось в Москве впервые.
Фото 04. Чтобы гармонично вписаться в пластику внешнего тюнинга высокой крыши, мне пришлось еще не раз подрезать края верхней поднятой панели стеклопластика. Боковая опалубка для формования стенок дополнительного объема высокой крыши показывала мне наклон, к которому я стремился. Думаю, это понятно, что новые боковые стенки внешнего тюнинга высокой крыши должны иметь наклон, как бы продолжающий наклон боков кузова микроавтобуса Переоборудование крыши не должно изменять общее движение формы кузова с сужением вверх.
Нижний край опалубки я ставлю на угол, а верхний край прижимаю к торцу новой высокой крыши. Подпираю при этом опалубку снизу саморезами, вкрученными в угол крыши, а сверху поджимаю через бруски, смонтированные по краям верха крыши. Пока еще трудно понять, как будет выглядеть внешне тюнинг тюнинговой крыши, но логика переоборудования микроавтобуса вроде бы соблюдена…
Фото 05. Опалубка поставлена в нужном положении и оставлены технологические поля на панелях мексиканского внешнего тюнинга стеклопластика для формования напусков боковых стенок. Теперь нужно закатать валиком стекловолокно по форме опалубки. Я не стал сразу делать толстый слой стеклопластика внутри крыши потому, что планировал оклеить боковые стенки еще и снаружи с заходом на верхнюю панель. Общая толщина должна быть не меньше 4мм., значит внутри я наформовал всего 3 слоя мата 600 ( 2.5мм).
Фото 06. Переоборудование микроавтобусов Шевроле Экспресс с высокой крышей, обычно не касается переделки самой крыши. А в этом проекте основные изменения пришлись как раз на крышу и потянули за собой переделку всего интерьера и внешний тюнинг микроавтобуса.
Снимаю опалубку с боковых стенок поднятой крыши. Теперь стала видна линия верхнего угла крыши и наклон стенки. Опытный мастер, глядя на этот полуфабрикат, может предвидеть результат внешнего тюнинга. Есть, конечно, вопросы, но в целом, учитывая основной ракурс восприятия высокой крыши – снизу, новострой должен более или менее вписаться в кузов микроавтобуса Шевроле Экспресс.
Фото 07. Не надо пугаться этого обрубка крыши сзади… Дело в том, что для начала переоборудования микроавтобуса мне нужно было просто поднять крышу до проектной высоты, а сделать теперь красоту не составит большого труда. Внешний тюнинг задней части крыши должен вписаться в пластику мексиканской высокой крыши. Опираясь на ровную поверхность — заднюю стенку новой поднятой крыши, я построю форму, которая станет продолжением нижней части крыши.
Фото 08. Получить округлые поверхности можно при помощи пластилиновой модели, через съем матрицы, изготовление фрагмента формы из стеклопластика и приклеивания этой корки к крыше. Но даже описание такого процесса долгое, не говоря уже про воплощение внешнего тюнинга в материале. Существует другой путь, для которого идеальным материалом будет строительная пена. Кажется, трех баллонов мне хватило, чтобы надуть такой вот объем. Застывшую пену удобно опиливать ручной ножовкой.
Фото 09. Теперь, немного творчества… без права на ошибку. Внешний тюнинг сводится к продолжению бортовой линии крыши на новоделе. Я подрезал пену так, что боковая линия зрительно «взлетала» сзади. Естественно, закруглил углы и «надул» поверхности пены. Такое вот переоборудование микроавтобусов при помощи строительной пены.
Сверху на модель из строительной пены я накатал три слоя стекломата 600 и один 300.
Фото 10. Как и запланировал, боковые стенки внешнего тюнинга снаружи оклеил еще двумя слоями стекломата 600 и одним матом 300. Получилась толстая, силовая корка, которая снизу опирается отворотом внутрь на край мексиканской крыши, а сверху обхватывает с двух сторон верхнюю панель крыши. Уверен, что переоборудование микроавтобуса Шевроле Экспресс по-другому не обеспечит достаточной жесткости конструкции.
Фото 11. Немало времени заняла подготовка внешнего тюнинга высокой крыши к покраске. Сначала выводили поверхности боковых стенок стеклонаполненной шпаклевкой, потом универсальной. «Голый» стеклопластик практически весь затянули шпаклевкой, чтобы стекловолокна не проявились под краской.
Фото 12. После переоборудования микроавтобус не мог поместиться в малярной камере, и красить пришлось просто за шторой.
На виде сбоку внешний тюнинг Шевроле Экспресс мне понравился (скромно)… Другие ракурсы тоже не создают впечатления инородного тела.
Фото 13. P.S. Как ни странно, всей этой истории именно в таком виде могло не произойти, если бы не совпали материалы, из которых сделана мексиканская крыша и моя полиэфирная смола. Поэтому, перед тем, как клеить наружный слой стеклопластика внешнего тюнинга, я провел тест на совместимость материалов. Приформовал лоскут стекловолокна к стеклопластику крыши. Потом пытался оторвать его при помощи ножа и монтировки – хорошо держится!
Статьи о тюнинге своими руками.
Автор: Михаил Романов
Сайт: http://bosscar.ru
При копировании статьи поставьте, пожалуйста, ссылку на мой блог.
27.06.2011 в 10:21 пп
А что делать если сопрягать придется с металлом?
28.06.2011 в 4:23 дп
Привет! Сращивать с металлом стеклопластик не пробовал, но по рассказам очевидцев знаю, что трескается в месте стыка. Это логично… Я просто приклеиваю хорошо пригнанный стеклопластик к металлу на стекольный автомобильный герметик.
21.09.2011 в 9:32 дп
Добрый день, Михаил.
Хочу с вами посоветоваться по поводу выбора материалов для производства навесного тюнинга для автомобилей. Есть несколько вопросов по выбору наиболее оптимальных материалов по соотношению цена/качество.
1) Какая смола наиболее оптимальная для формовки бамперов: полиэфирная или эпоксидная, а так же предпочитаемые вами марки и номера? Главный критерий при выборе, конечно же, стоимость, плюс хочется в результате получить максимально эластичные детали, так как сами понимаете, бампера имеют свойство сталкиваться со всевозможными препятствиями. :)))
2) Какой лучше использовать гелькоат или может вообще дешевле и практичнее будет отказаться от готовых решений и пользоваться колеровочными пастами, если да то какими? Какие при данном варианте плюсы и минусы?
3) Какой стекломат наиболее практичен по соотношению цена/удобство, а так же какой толщиной материала вы рекомендуете пользоваться, плюс какое количество слоев будет рациональным, скажем для бампера?
4) Для сложных углов, как правило, смолу сгущают мелом, аэросилом или еще чем либо. Скажите пожалуйста исходя из вашего опыта, какой материал для этих целей наиболее предпочтителен и почему?
5) Каким разделительным составом наиболее удобно и рационально пользоваться исходя из фактора цена/качество?
6) Какую полиэфирную смолу и гелькоат лучше всего использовать для изготовления матрицы? Как всегда на первом месте соотношение цена/качество.
P/S: Хотелось бы получить максимально развернутые ответы с указанием конкретных марок и обоснованием. Заранее огромное спасибо.
21.09.2011 в 10:32 дп
Здравствуйте, Андрей!
Все эти вопросы, так или иначе, я уже разбирал в разных постах (http://bosscar.ru/archives/476), но можно написать об этом в одном месте.
Итак:
1) Удобнее формовать полиэфирной смолой. Я пользуюсь: смола полиэфирная POLYLITE / DION марки 440-М850 (855) и к ней катализатор: NORPOL PEROXIDE No 1. Только не берите катализатор Curox, он очень сильно пахнет, невозможно терпеть…
Пластичность бампера, это палка о двух концах.) В общем, в тюнинге принято делать жесткие стеклопластиковые корки, их удобнее красить и ремонтировать.
2) Я использую фабричный серый гелькоат : гель-грунт GP 80005 H. Но иногда, делал смесь из полиэфирной смолы марки 440-М850 (855) и алюминиевой пудры. Очень удобный и недорогой гелькоат, но после полимеризации, приходится его зашкуривать. В отличие от фабричного геля, гелькоат на основе алюминиевой пудры и полиэфирной смолы имеет свойство этой смолы. То есть, в смоле марки 440-М850 (855) для формования есть парафин, который выходит на поверхность в процессе полимеризации. Естественно, «просохший» слой смолы марки 440-М850 (855) нужно очистить от поверхностного слоя парафина (наждачкой) перед нанесением следующего слоя смолы.
3) Обычно, я применяю стекломат двух видов: OCV Reinforcements стекломат эмульсионный марки М534 600 и 300. На первый слой после гелькоата я использую мат 300, а дальше 600. На корку бампера достаточно 3 слоев стекломата: 1 слой 300 и 2 слоя 600. Если применять стекломат только марки 300, то поделите 600 на 300, т.е. вместо 600 кладите 2 слоя 300.
4) Лучший материал для загущения, это аэросил. Причем просто набивать углы аэросиловой кашей будет неправильно. Если поверхность матрицы или модели очень сложная, рельефная и с острыми, особенно внешними углами, то можно загустить смолу для формования первого слоя 300. При этом, стараться заполнить углы стекловолокнами, а не кашей аэросила.
5) Лучший разделитель из тех, что я использовал: воск Reichhold Norpol Wax W70/700. Можно мазать Oskar s Mould Release Paste Wax M 700/C-wax. Поверх воска, при изготовлении серийных деталей, на матрицу нужно наносить Reichhold Norslipp 9860.
6) Для матрицы нужен гелькоат: GM 60014 H (зеленого цвета). И матричная смола.
12.10.2011 в 11:02 дп
Здрасти, Михаил!!! Хотелось бы у вас уточнить насчёт потолка майбах точнее подсветки!! У меня такой вопрос: подскажите, если взять оргстекло молочного цвета или как он ещё там называется бластеглас, извините если оговорился, и подвести к нему к торцам по всему периметру светодиодную ленту — будет оно (оргстекло) освещаться равномерно или нужна, как вы писали, светопроводящая бумага??? Что-то не смог в инэте такой найти! Подскажите мне пожалуста, как правильно всё это сделать чтобы свет был равномерным и подходит ли для этого оргстекло молочного цвета (у меня сомнения, что оно не будет так плавно пропускать свет).