Академическая дизайнерская наука требует, чтобы содержание определяло форму, а форма должна отражать содержание. Как отразится на внешнем тюнинге внутреннее переоборудование микроавтобуса, посмотрим на примере высокой крыши Шевроле Экспресс.
Поменять серийный руль на руль с тюнингом (анатомия + кожа)
Но не столько к улучшению внешнего вида стремлюсь, сколько переживаю о том, как бы не изуродовать уже придуманный американскими дизайнерами внешний тюнинг нашим переоборудованием микроавтобуса.
Фото 01. Мексиканская компания делает внешний тюнинг Шевроле Экспресс Explorer limited SE. На грузовом фургоне срезается родная стальная крыша и приклеивается высокая крыша из стеклопластика. Такое переоборудование микроавтобуса позволяет поднять потолок и увеличить пространство над головой пассажиров в салоне. С их высокой крышей может стоять, слегка наклонив голову человек среднего роста. А хозяин этого Шевроле Экспресс ростом под 1м 90см… И захотелось ему вставать во весь рост в салоне микроавтобуса. Переоборудовать крышу, было его первым заданием. А вот как при этом изменится внешний тюнинг высокой крыши стало для меня непростым вопросом на этом проекте.
Фото 02. Главные задачи: не навредить внешнему тюнингу и не превысить сумму бюджета, выделенную на работы по переоборудованию крыши микроавтобуса, решились быстро. Приподнять среднюю панель крыши на 30см. Чтобы не увязнуть в макетировании «лобика» крыши, нужно было только прорезать ее по бокам и сзади, отогнуть и приподнять на распорках до нужной высоты. Пластичности стеклопластика хватило для того, чтобы мы получили плавную дугу без излома формы от «лобика» до «хвоста».
О том, как соединять боковые стенки новой высокой крыши со стеклопластиком мексиканского внешнего тюнинга я решил заранее. Для этого от угла крыши до линии реза была оставлена полоса горизонтальной поверхности, на которую ляжет отворот новой боковой стенки. Одновременно, этим я делаю более узкой верхнюю панель новой крыши, чтобы боковые стенки встали к ней с наклоном.
Фото 03. Так выглядят распорки внутри салона Шевроле Экспресс. Горизонтальные бруски опираются на металл кузова, а вертикальные задают высоту положения для внешнего тюнинга крыши. Длиной вертикальных стоек я выстроил кривизну нового контура высокой крыши. Думаю, что такое переоборудование микроавтобусов исполнялось в Москве впервые.
Фото 04. Чтобы гармонично вписаться в пластику внешнего тюнинга высокой крыши, мне пришлось еще не раз подрезать края верхней поднятой панели стеклопластика. Боковая опалубка для формования стенок дополнительного объема высокой крыши показывала мне наклон, к которому я стремился. Думаю, это понятно, что новые боковые стенки внешнего тюнинга высокой крыши должны иметь наклон, как бы продолжающий наклон боков кузова микроавтобуса Переоборудование крыши не должно изменять общее движение формы кузова с сужением вверх.
Нижний край опалубки я ставлю на угол, а верхний край прижимаю к торцу новой высокой крыши. Подпираю при этом опалубку снизу саморезами, вкрученными в угол крыши, а сверху поджимаю через бруски, смонтированные по краям верха крыши. Пока еще трудно понять, как будет выглядеть внешне тюнинг тюнинговой крыши, но логика переоборудования микроавтобуса вроде бы соблюдена…
Фото 05. Опалубка поставлена в нужном положении и оставлены технологические поля на панелях мексиканского внешнего тюнинга стеклопластика для формования напусков боковых стенок. Теперь нужно закатать валиком стекловолокно по форме опалубки. Я не стал сразу делать толстый слой стеклопластика внутри крыши потому, что планировал оклеить боковые стенки еще и снаружи с заходом на верхнюю панель. Общая толщина должна быть не меньше 4мм., значит внутри я наформовал всего 3 слоя мата 600 ( 2.5мм).
Фото 06. Переоборудование микроавтобусов Шевроле Экспресс с высокой крышей, обычно не касается переделки самой крыши. А в этом проекте основные изменения пришлись как раз на крышу и потянули за собой переделку всего интерьера и внешний тюнинг микроавтобуса.
Снимаю опалубку с боковых стенок поднятой крыши. Теперь стала видна линия верхнего угла крыши и наклон стенки. Опытный мастер, глядя на этот полуфабрикат, может предвидеть результат внешнего тюнинга. Есть, конечно, вопросы, но в целом, учитывая основной ракурс восприятия высокой крыши – снизу, новострой должен более или менее вписаться в кузов микроавтобуса Шевроле Экспресс.
Фото 07. Не надо пугаться этого обрубка крыши сзади… Дело в том, что для начала переоборудования микроавтобуса мне нужно было просто поднять крышу до проектной высоты, а сделать теперь красоту не составит большого труда. Внешний тюнинг задней части крыши должен вписаться в пластику мексиканской высокой крыши. Опираясь на ровную поверхность — заднюю стенку новой поднятой крыши, я построю форму, которая станет продолжением нижней части крыши.
Фото 08. Получить округлые поверхности можно при помощи пластилиновой модели, через съем матрицы, изготовление фрагмента формы из стеклопластика и приклеивания этой корки к крыше. Но даже описание такого процесса долгое, не говоря уже про воплощение внешнего тюнинга в материале. Существует другой путь, для которого идеальным материалом будет строительная пена. Кажется, трех баллонов мне хватило, чтобы надуть такой вот объем. Застывшую пену удобно опиливать ручной ножовкой.
Фото 09. Теперь, немного творчества… без права на ошибку. Внешний тюнинг сводится к продолжению бортовой линии крыши на новоделе. Я подрезал пену так, что боковая линия зрительно «взлетала» сзади. Естественно, закруглил углы и «надул» поверхности пены. Такое вот переоборудование микроавтобусов при помощи строительной пены.
Сверху на модель из строительной пены я накатал три слоя стекломата 600 и один 300.
Фото 10. Как и запланировал, боковые стенки внешнего тюнинга снаружи оклеил еще двумя слоями стекломата 600 и одним матом 300. Получилась толстая, силовая корка, которая снизу опирается отворотом внутрь на край мексиканской крыши, а сверху обхватывает с двух сторон верхнюю панель крыши. Уверен, что переоборудование микроавтобуса Шевроле Экспресс по-другому не обеспечит достаточной жесткости конструкции.
Фото 11. Немало времени заняла подготовка внешнего тюнинга высокой крыши к покраске. Сначала выводили поверхности боковых стенок стеклонаполненной шпаклевкой, потом универсальной. «Голый» стеклопластик практически весь затянули шпаклевкой, чтобы стекловолокна не проявились под краской.
Фото 12. После переоборудования микроавтобус не мог поместиться в малярной камере, и красить пришлось просто за шторой.
На виде сбоку внешний тюнинг Шевроле Экспресс мне понравился (скромно)… Другие ракурсы тоже не создают впечатления инородного тела.
Фото 13. P.S. Как ни странно, всей этой истории именно в таком виде могло не произойти, если бы не совпали материалы, из которых сделана мексиканская крыша и моя полиэфирная смола. Поэтому, перед тем, как клеить наружный слой стеклопластика внешнего тюнинга, я провел тест на совместимость материалов. Приформовал лоскут стекловолокна к стеклопластику крыши. Потом пытался оторвать его при помощи ножа и монтировки – хорошо держится!
Статьи о тюнинге своими руками.
Автор: Михаил Романов
Сайт: http://bosscar.ru
При копировании статьи поставьте, пожалуйста, ссылку на мой блог.
12.10.2011 в 2:37 пп
Здравствуйте, andrej! Какое бы оргстекло вы не применяли, светодиоды не сделают его равномерно освещенным. Молочным оргстеклом мы закрываем светобумагу от механических повреждений. На сайте компании Rimplex бумага эта называется: «электролюминесцентная пластиковая бумага». Посмотреть про нее можно: svetobumaga.ru. А где купить, ищите в своем регионе.
26.10.2011 в 12:21 пп
Здравствуйте Михаил!!! Спасибо огромное за ссылочку на светобумагу! Но хотелось бы у вас ещё кое что узнать если возможно. В данный момент у меня стоит бус Форт Транзит на перетяжке и мне хотелось бы в нём установить майбах. Всё упирается в светобумагу!!! Подскажите пожалуйста, какую бумагу лучше использовать — я имею ввиду для плоттерной резки или ламинированную и какого формата???? Я остановился как бы на бумаге для плоттерной резки формата А-3, но не могу кое что понять с инверторами! Мне для каждого формата А3 нужен инвертор? Или можно как то один установить? Подскажите как лучше и правильно это сделать! И какого формата светобумаги вы используете при изготовлении майбаха? И ещё один вопрос! Во сколько оцениваются затраты на потолок в целом и во сколько оценивается работа за изготовление такого шедевра?
26.10.2011 в 12:58 пп
Здравствуйте, Andrej! Сразу хочу предупредить, что я не электрик и тонкостей работы с этим оборудованием не знаю. Знаю, только, что бумага была ламинированная. Формат нужно выбирать исходя из размеров самого потолка. Размеры и пропорции клеток тоже произвольные. На четыре листа бумаги у нас было всего две коробочки, а как они подключаются и по какому принципу работают нужно уточнять у продавца бумаги. Точнее вам вряд ли кто скажет.
Разброс цен может быть большим… Кто будет делать: известный мастер или ученик.) Считайте свои затраты.
22.11.2011 в 2:02 пп
Здравствуйте Михаил! Подскажите пожалуйста, заменители стекломатов, более распространённые, берет сомнение в поиске материалов в родном регионе, а тем более в родном городе… А очень хочется попробовать преобразить для начала собственный автомобильчик…
22.11.2011 в 2:04 пп
Здравствуйте, Станислав! Я долгое время использовал стеклоткани разной плотности. Стеклоткани применяют на теплотрассах — оборачивают трубы теплой воды. В любом городе можно найти стеклоткань. Стеклоткань прочнее стекломата и изделие получается соответственно…