Каждый тюнингер мечтает тиражировать свои творения. Возможно поэтому, даже черновую матрицу часто делает со всеми технологическими подробностями. Дробит ее на фрагменты, закладывая правильные разъемы для извлечения деталей. Но, встречаются легкие на голову и быстрые на руку макетчики с практичным взглядом на этот процесс. Поменять серийный руль на руль с тюнингом (анатомия + кожа)
Я, например, очень рассчитываю на достаточную гибкость стеклопластика и местные пропилы на черновой матрице. Согласитесь, обидно потратить кучу времени и средств на изготовление правильной матрицы, если реально не предвидится хотя бы еще один съем.
01. В собранной матрице я монтирую временные разъемы. Сначала сделаю опалубку для бампера. Для изготовления шаблона я использую полоски тонкого и плотного картона, которые склеиваю в единую пластину малярным скотчем. Перед склеиванием каждый листок ставится на ребро и фиксируется в вертикальном положении комочками пластилина.
02. Готовый шаблон из картона я переношу на фанеру. Фанерную опалубку закрепляю саморезами на матрице. Щели между нижним торцом фанеры и поверхностью матрицы я залепляю пластилином.
03. Перед началом работы с полиэфирной смолой на поверхность матрицы наносится разделительный слой. Обычно, для черновых матриц я использую автомобильную тефлоновую полироль. Желтые, сухие разводы от губки на поверхности матрицы указывают на полную готовность к формовке. И я наношу первый слой гелькоата на детали, не требующие дополнительной доработки в матрице.
04. После гелькоута формовку стеклопластика лучше начинать со стекломата марки 300 (мелковолокнистого) и продолжить двумя слоями марки 600. Уводов и утяжек будет меньше, если каждому слою давать полностью полимеризоваться. Каждый отвердевший слой надо обязательно зачистить наждачной бумагой.
В моем проекте фары прикрыты съемными плафонами замысловатой формы.
Забегая вперед, скажу, что конструкция креплений плафонов тоже будет непростой. Но сейчас мне нужно угадать на каком расстоянии от передней плоскости плафона должна находиться монтажная плоскость фары на крыле.Сначала я вынимаю отформованные плафоны из матрицы и подрезаю их по контуру.
05. Для изготовления крыльев мне необходимо демонтировать матрицу капота вместе с отформованным капотом и установить на ее место матрицу фланцев крыльев. Затем, я маскирую внутреннюю поверхность плафонов малярным скотчем и прикручиваю их саморезами на родные места в матрице. В это же время снимаю опалубку с бампера. Теперь сам фланец бампера будет служить опалубкой для выклейки фланцев крыльев и панели решетки радиатора.
06. Изучая конструкцию фары, я наконец-то определился с расстоянием до монтажной плоскости фары на крыле. Согласно моим расчетам, я вылепил подиумы из пластилина прямо на внутренней поверхности плафонов.
07. Но теперь, чтобы начать формовать крылья, нужны еще две полосы опалубки, отделяющие крылья от передней панели решетки радиатора. Быстро вырезаю два куска оргалита приблизительной формы и закрепляю их на поверхности матрицы пластилином.
08. Освежим разделитель (намажем фланцы), снова гелькоут и стекломат. Деталь крыла формуем с заходом на опалубку и фланец бампера.
09. Формовка деталей из полиэфирного стеклопластика сильно растянута по времени из-за необходимости давать полимеризоваться каждому слою. Поэтому, я стараюсь одновременно формовать, например, крылья и готовить к формовке панель решетки радиатора (зачистил второй слой стеклопластика крыльев и уже намазал гелькоут панели).
10. Матрицу, заполненную деталями, я выдерживаю в течение суток. Есть время подумать, как и в каком порядке вынимать из нее детали. Хотя, еще во время установки опалубки необходимо задавать правильные наклоны фланцев, чтобы не нагородить запирающих замков.
Пока все детали зажаты в матрице, я заранее намечаю тонким сверлом (под саморез) отверстия во фланцах для свинчивания деталей при сборке.
11. Перед тем как вынимать детали, сначала откручиваем съемный фрагмент матрицы. Если разделитель был нанесен правильно, то эта часть матрицы отойдет легко.
12. Первой я вынимаю ту деталь, которая не перекрывается остальными. При монтаже двух полос опалубки, разделяющих крылья и панель решетки радиатора, я расположил их с разворотом в стороны (одну относительно другой), поэтому деталь панели вышла из матрицы без затруднений.
13.С крыльями пришлось немного повозиться. Пригодились деревянные клинышки, линейки и резиновый молоток, которым я стукал по обратной стороне матрицы (особенно в углах). Для того, чтобы вынуть крылья из карманов в верхней части матрицы, я их немного проворачивал, скручивая внутрь. После характерного “хорошего” хруста и щелчка крылья выскакивали на волю. Прикрученные саморезами плафоны фар оставались при этом в матрице.
Для извлечения бампера, я сделал пропилы на углах матрицы. Упругость стеклопластика позволила оттянуть край матрицы и “выковырнуть” деталь наружу.
14. Вынутые из матрицы детали я обрезаю по контуру и слегка зачищаю изнутри наждачной бумагой, чтобы торчащие из пластика иглы стекловолокна не кололи руки. Глядя на кучу готовых деталей мне очень хочется побыстрее увидеть целую форму. Поэтому я сразу приступаю к предварительной сборке.
15. Для первой примерки можно собрать детали, используя монтажные отверстия для саморезов, которые я предусмотрительно просверлил во всех фланцах. Собранные в один объем крылья, бампер и панель решетки радиатора без труда навешиваются на кузов, а точки крепления, намеченные еще на пластилиновой модели, совпадают с родными. Поэтому, прикрученный винтами пластик уже крепко держится на кузове. Предварительно, грубо обрезанную форму фланцев нужно подправить.
16. И вот, пришла очередь капота. Примерно наброшенная деталь сразу заняла правильное положение. Благодаря неспешной, послойной формовке удалось избежать сильных деформаций и теперь не потребуется ее длительной доработки.
Даже наскоро собранный и приблизительно приставленный обвес впечатляет. Это как раз то, ради чего я готов переносить все неудобства макетного производства — возможность изготовить своими руками полноценную вещь.
Статьи о тюнинге: «Горбатый дизайн» часть 3, автор: Михаил Романов, публиковалась в журнале «Тюнинг Автомобилей» №06, 2007 http://www.tuningauto.ru/
16.04.2010 в 3:24 дп
Здравствуйте,Михаил. Скажите Вы когда делаете гелькоут при помощи смолы
полиэфирной и серебрянки , вы добавляете аэросил — чтоб раствор был гуще(чтоб не растекался). Проконсультируйте. С ув. Дмитрий.
16.04.2010 в 9:30 пп
Привет, Дмитрий! Аэросил лучше не добавлять — будет хрупким первый слой. Только пудру. Михаил.
17.04.2010 в 9:26 пп
Михаил а катализатор нужен ли он вообще? Если да то как им работать и для чего он нужен. Да, кстати по какой самой оптимальной дозировке разводить
смолу и отвердитель. С ув. Дмитрий.
18.04.2010 в 3:34 дп
Дима, катализатор — это отвердитель… Он нужен для полимеризации полиэфирной смолы. По норме производителя можно лить 1% к смоле. Я добавляю 1,5 — 3% в зависимости от температуры в мастерской. В холодную погоду (ниже 15 гр. С) лью на глаз, процентов 5, наверное. Мерной посудой давно не пользуюсь — все на глаз. Михаил.