Обычно красота требует жертв, а тут хозяин автомобиля предложил пожертвовать красотой ради практичности. Вот в такую неудобную ситуацию я попал как дизайнер на тюнинге переднего бампера американского автобуса Шевроле Экспресс.

Поменять серийный руль на руль с тюнингом (анатомия + кожа)

01.Видимо, американский фермер не пользуется этим полноприводным автобусом в люкс- исполнении, поэтому кузов украшает низкий массивный обвес. А вот покупатели в России ожидают от автобуса универсальных способностей, в том числе и уверенного передвижения по проселочной дороге.

02. В результате бамперы всех автобусов снизу разодраны в клочья. Косметический ремонт   «бакситкой» помогает до первого ухаба и престижный алигарховоз снова превращается в побитого чемпиона.

«Отрезать снизу бампер по нижнюю кромку номера»- решение замученного бампером хозяина прозвучало для меня как приговор.

03. Я растерялся. В моем представлении статусный представительский автомобиль, а тем более автобус, должен «прилипать» к асфальту, а высокий бампер похож на закатанные штанины делового костюма. Ну был бы внедорожник … а тут? Ладно, бумага все стерпит. Несколько вариантов формы и выбор хозяина падает на знакомый изгиб бампера BMW X5. «Усатый» бампер с большими ксеноновыми фарами придется запускать в серию- у нас есть еще немало настрадавшихся от Старкрафтовского низкого обвеса.

04. Снятый с автомобиля стальной заводской бампер хорошо держит форму и послужит нам жесткой основой для пластилина и стеклопластика. Недолго думая, я «сдуваю» болгаркой нижнюю кромку накладной пластмассовой облицовки бампера, а заодно и приржавевшие глазки противотуманок.

05.  Чем мне «нравится» американское отношение к автомобилям, так это простотой  решения сложных и не очень технических задач. Следуя их примеру мы не станем заменять заводской стальной бампер новым, а изготовим лишь внешнюю накладку, используя бампер как внутренний усилитель. Причем верхнюю часть нынешней тюнинговой пластмассовой корки я использую без изменений в своей модели.

06. По старой макетной привычке я маскирую поверхности под пластилин малярным скотчем. Теплый пластилин втираю тонким слоем в скотч и потом наваливаю основную массу крупными кусками холодного пластилина. Приминаю или срезаю шпателем сильно выступающие комки, скрепляя их размятым в руках или расплавленным в духовке мягким пластилином. Такой способ укладки предварительного объема экономит время, но требует от работника повышенного внимания. Недавно, отвлекаясь на разговоры, я вывихнул себе палец о глыбу твердого пластилина.

07. Большие, по проекту гладкие, поверхности можно ровнять половинкой широкой метровой линейки. На одной стороне я делаю неглубокие (2мм) пропилы тонким кругом болгарки. «Зубастой» линейкой легче снимать неровности твердого пластилина. Борозды от «зубов» разглаживаются ровной стороной линейки.

08. Так постепенно накрываем толстым слоем пластилина те поверхности бампера, где планировали изменить его форму. Пластилину придаем приблизительные контуры как на рисунке проекта. Верхнюю часть бампера я заклеиваю скотчем- зачем царапать поверхность, которую хотим оставить без изменений?

09. Построение правильной геометрии любого бампера я всегда начинаю с его основания, т.е. с контура нижней кромки. Переворачиваю бампер «вверх ногами», т.е. нижним фланцем (отворотом) кверху. Ориентируясь на стальную кромку заводского бампера вылепливаю форму нижнего фланца будущей пластиковой накладки с одного края.

10. Малярным скотчем делаю шаблон этой формы и переношу на другой край бампера. От точности построения формы угла нижнего края бампера будет зависеть точность построения всего бампера.

11. Окончательную проработку формы лицевой поверхности начинают с одной из сторон до середины бампера. На этом этапе еще можно поискать пластику линий и пропорции объемов формы. Используя скребки, линейки и шпатели я уточняю кривизну натяжения и контуры всех поверхностей пластилиновой модели. Причем, углы сопряжения поверхностей должны быть острыми и четко простроенными. «А как же можно представить каким будет готовый бампер по этой забинтованной скотчем и залепленной пластилином с острыми краями болванке?»

17. А так. Если Вы сомневаетесь в своей художественной интуиции, то отклейте скотч, скруглите острые грани на пластилине и поставьте бампер в его естественное положение. Лепите одну сторону до тех пор, пока не найдете подходящего решения или не устанете от поиска идеальной формы. Когда наконец окончательное решение будет принято, придется вернуться к позиции 11.

11. На скотче, с обоих краев бампера (смотри также фото 14) размечаем сечения линиями через каждые 10-15см. По этим линиям я буду переносить конфигурацию  сечений с готовой стороны бампера на ту, которую собираюсь строить.

12. Андрей показывает как это можно сделать при помощи линейки с подвижными спицами. Он переламывает линейку в шарнире на угол, достаточный для того чтобы, длины спиц хватило на копирование сечения. Затем, он ставит линейку спицами на линию разметки и нажимает на линейку, смещая тем самым спицы по профилю сечения. Снимать линейку с места копирования нужно слегка покачивая, т. к. спицы залипают в пластилине. Если под рукой не оказалось такой линейки, то можно делать шаблоны из картона.

13. Полученный профиль Андрей переносит на другую сторону бампера и пытается приложить к соответствующей линии сечения. Понятно, что с первого раза ему это не удается, так как мы навалили слишком много пластилина на этот край бампера. Рабочий процесс.., снова скребком и шпателем я ковыряю пластилин, расчищая борозду на линии разметки. Так, то убирая то наращивая пластилин, я нахожу форму похожую на профиль линейки. Приложенная линейка беспристрастно демонстрирует все погрешности нашей подгонки. Я называю ее психотерапевтом- только психически уравновешенный человек способен выдержать ее издевательства.

14. Мы с Андреем оставляем мелкие неточности сечений (порядка 0,5 мм) и приступаем к разглаживанию поверхности этой стороны бампера. Глубокие борозды сечений говорят о том, что мы сильно перестарались наваливая массу и теперь весь лишний пластилин необходимо соскребать.

15. Снова возвращаемся к готовой стороне бампера. На этот раз снимаем шаблон-выкройку с пластилиновой боковины, ориентируясь на острый угол нижнего края бампера. Малярный скотч, который всегда у макетчика под рукой наклеиваем на всю поверхность пластилина и обрезаем по контуру. Теперь понятно для чего нужны острые углы пластилиновой модели- как бы вы искали границы выкройки?

16. Отрываем бумажный шаблон от пластилина и прикладываем к другой стороне бампера, совмещая нижний край выкройки с углом нижней кромки бампера. По границам шаблона уточняем линии углов сопряжения поверхностей, повторяя на этой стороне пластику стороны-эталона.

17. Используя шаблон, уже несложно наметить и вылепить конусы отверстий для противотуманных фонарей. Но шаблоны шаблонами, а симметрию стоит оценить глазом. Устанавливаем бампер в его естественном положении и сравниваем обе стороны, очертания и положение граней, выпуклость и раскрытие поверхностей.

18. В последнюю очередь скругляем острые углы сопряжения поверхностей. А что это за пятна на блестящей поверхности накладки бампера? А это пластилиновая «шпаклевка», которой мы все-таки решили выровнять хоть и блестящие, но волнистые поверхности Старкрафтовской корки.

19. Законченную модель я выставляю на подставке в положении, удобном для формования матрицы.

Статьи о тюнинге: «Экспресс стайлинг» часть 1, автор: Михаил Романов, публиковалась в журнале «Тюнинг Автомобилей» №02, 2008, http://www.tuningauto.ru/