Как построить автомобиль я научился на собственном опыте – спроектировал и сделал форму полноразмерной мастер модели эксклюзивного кузова. На нем же оттачивал приемы работы со стекловолокном, когда помогал своим друзьям клеить корку из стеклопластика.
Поменять серийный руль на руль с тюнингом (анатомия + кожа)
В то время, в конце девяностых, мы с друзьями мечтали делать эксклюзивные автомобили. Теперь мы иногда это делаем, но первый опыт как можно сделать автомобиль своими руками никогда не забыть.
К сожалению, у нас очень мало фото процесса постройки первого самодельного автомобиля (цифрового фото тогда еще не было – снимали на пленку), но те, что остались, точно передают рабочую атмосферу.
Самодельную машину решили собирать на базе Нивы (ВАЗ 2121). Нам понравилась тогда передняя подвеска на параллельных рычагах. Померили колею, прикинули габариты, но строить кузов с нуля не стали. Проблему со стеклами и дверями (уплотнителями дверей) думали решить, используя кузов ВАЗ 2108 в качестве основы мастер модели.
Проектирование кузова, поиск формы на пластилиновом макете в масштабе 1:4, заняло около месяца. На эскизах и макете определились с пластикой кузова и перешли к полномасштабному макетированию. Мы, конечно, знали, что лучший материал для макетирования эксклюзивного автомобиля– пластилин, но приобрести полтонны пластилина не могли… и решили использовать алебастр.
Да, досталось мне тогда по полной программе — я понял как трудно сделать автомобиль своими руками. Ребята установили кузов восьмерки на подпорках и я начал ваять. Жалко, не осталось фото, это нужно было видеть! Я соорудил каркас из деревянных реек и накрыл его мешковиной. Сверху заливал алебастром и придавал приблизительную форму. Ориентировался по кузовщине восьмерки и маячкам, которые предварительно смонтировал на кузове. Спереди у меня были прикручены кругляши – шаблоны фар. На дверях тоже были закреплены рейки для фиксации алебастра.
Заливка алебастровой массы отняла много времени. Я не мог начать построение формы пока он не высох полностью. Слои алебастра получались разной плотности и сохли с разной скоростью. Теперь понимаю, что нужно было точно дозировать каждую порцию порошка с водой. Сначала я залепил правую сторону, а когда она полностью высохла, начал ваять форму. Параллельно намазывал алебастром кузов слева.
Искал, чем можно обрабатывать алебастр и спонтанно схватил ножовку по дереву. Попробовал поскрести ей. Как приспособился, даже понравилось. Так умудрился сделать автомобиль из алебастра ножовкой. Симметрию строил с помощью картонных шаблонов и веревочных растяжек. Тогда и прочувствовал всю «прелесть» поиска формы эксклюзивного автомобиля в твердом материале. С пластилином работать быстрее. Зато, алебастр можно вышкурить наждачной бумагой. Поверхность мастер модели загрунтовать и сразу снять чистовую матрицу.
Матрицу ребята клеили из стеклоткани и полиэфирной смолы. Пришлось уложить слоев 10 тонкой ткани. Готовую матрицу повесили на поворотную ось. Конечно, формовать кузов по такой матрице было удобно.
Пока я занимался мастер моделью, мои друзья проектировали и собирали раму самодельной машины. Обычно, в эксклюзивных автомобилях индивидуального дизайна делают пространственную раму. В основании два параллельных лонжерона, от которых идет трубчатый каркас, усиливающий все элементы кузова. На каркас навешиваются стеклопластиковые наружные панели. К тому времени, когда мы закончили клеить кузов, рама уже передвигалась своим ходом.
Оставалось надеть корку кузова на раму, сделать полы, повесить двери,покрасить и кататься. Но оказалось, что сделать автомобиль это не только собрать кузов и раму, но нужно придумать и изготовить большое количество разных «мелочей». Эти «мелочи» отняли еще столько же, а может и больше времени, как постройка кузова и рамы.
В салоне эксклюзивного автомобиля, построенного своими руками, приходится делать эксклюзивный интерьер. Я вылепил торпедо, обшивки дверей, накладки на стойки из пластилина и отформовал сами детали из стеклопластика. Детали и сидения от Фольксвагена обтянули кожей.
В таком виде наш эксклюзивный автомобиль попал на выставку «Автоэкзотика 1999». Этот год мы считаем годом рождения нашего первого автомобиля.
Еще статьи о тюнинге своими руками:
Самодельный автомобиль. Кузов из стеклопластика.
Статьи о тюнинге своими руками.
Автор: Михаил Романов
Сайт: http://bosscar.ru
При копировании статьи поставьте, пожалуйста, ссылку на мой блог.
15.03.2011 в 4:12 пп
Этот автомобиль был первым эксклюзивным автомобилем, который мы делали, поэтому ошибок и недоработок в нем достаточно. Раму, например, переделывали, подвеску, пока она не поехала нормально. На ходу обычный автомобиль, только водитель сидит дальше от передней оси.
Оформлялся автомобиль в 1999 году. Правила регистрации с тех пор сильно изменились.
07.06.2011 в 4:29 дп
Доброго времени суток, Михаил Романов. Я бы хотел профессионально заниматься тюнингом автомобилей. Не ради выгоды, удовольствия ради. В связи с этим у меня встало несколько вопросов. Как на это реагируют правоохранительные органы? А так же нужно ли писать какие-то бумаги куда-то, если создаёшь свой автомобиль? Я видел у вас на сайте созданные вами автомобили, которые находятся в эксплуатации. И хочу выразить благодарность за доступные материалы по поводу изготовления деталей. Очень доступно написано и очень помогает. С уважением, Виктор.
08.06.2011 в 4:39 дп
Здравствуйте, Виктор! Спасибо за благодарность, буду дальше раскрывать тему тюнинга с разных сторон.)
Тюнинг такое занятие, которое дает удовлетворение не только моральное, но и материальное. Чем дальше, тем меньше остается мастеров ручного труда — труд оставшихся мастеров дорожает. Главное, научиться работать рационально, рентабельно. Как учил меня мой наставник: «мы не должны делать лишней работы». Мы должны освоить быстрые приемы обработки материалов и принцип проектирования формы под технологию.
От владельцев тюнингованных автомобилей я ни разу не слышал о плохом отношении к ним органов. А владельца эксклюзивного автомобиля постовые мучают расспросами по технике и дизайну не обращая внимания на документы (по собственному опыту знаю)…
Регистрировать эксклюзивный автомобиль сегодня не просто — много бюрократических препятствий. Лучший способ, это глубокий тюнинг серийного автомобиля (можно заменить все наружные панели). Оформляется как переоборудование авто. Раньше, 10 лет назад, когда мы сделали эту самоделку, с документами было проще.
22.11.2011 в 2:25 пп
Здравствуйте Михаил! Подойдет ли продукция ЗАО «Фибергласс Груп» для творчества в данной сфере как альтернатива материалам с которыми работаете вы?
22.11.2011 в 2:43 пп
Здравствуйте, Станислав! В Питере всегда продавали хорошие материалы для занятий со стеклопластиками. Да и мастеров там хватает. Нужно только узнавать у продавцов, какая смола или стекловолокно лучше приспособлены для контактного формования.