Спереди красиво… сзади некрасиво- вспоминается брошенная кем-то реплика вслед “пролетающей” японке. Такое часто случается с автомобилями, привезенными из Америки или Японии. Портит вид сзади торчащий наружу или вмятый в узкую нишу регистрационный номерной знак. И еще, при такой “установке” не может полноценно работать подсветка номера.

Поменять серийный руль на руль с тюнингом (анатомия + кожа)

Тюнинг, как всегда, предлагает два способа решения проблемы. Можно слепить новый бампер попутно изменяя дизайн, а можно обойтись небольшой накладкой на заводской бампер.

Сложность расширения ниши номера зависит от расположения задней оптики. Если фонари “посажены” слишком близко к краю ниши, то приходится подрезать часть плафонов.

01. Но если дизайнер автокорпорации заложил в проекте возможность установки широкого (европейского) номера, тогда свободного пространства вокруг узкой ниши будет достаточно. Самая простая известная мне история расширения ниши произошла с маленькой японской машинкой. Панель с нишей была сделана из тонкого и мягкого пластика. К тому же, расстояние между складками формы кузова позволяло сделать врезку широкого номера, не нарушая рисунок заводского дизайна.

02. Приступаю к разметке контура новой широкой ниши. Для этого приклеиваю малярным скотчем пластину знака, совмещая ее с верхним краем родной ниши. Сверху проем достаточно широкий и вырезать придется только уголки снизу. Отмечаю карандашом линию реза отступая на 10 мм от углов знака.

03. Аккуратно вырезать отверстия можно при помощи полотна ножовки по металлу. А если рука привыкла к электроинструменту, то можно резать электролобзиком или болгаркой. Углы отверстия подправляю шарошкой, или наждачной бумагой.

04. Для изготовления сложной модели под формовку стеклопластика я не встречал более подходящего материала, чем пластилин. А когда занимаешься долгое время макетированием, пластилин накапливается в таком количестве, что им можно набирать большие объемы ( целые кузова автомобилей) и даже использовать в качестве подпорок и закреплять детали изнутри. На нашу небольшую деталь понадобится не больше полведра скульптурного пластилина. Перед началом лепки надо заклеить малярным скотчем поверхность панели, куда может попасть смола во время формовки стеклопластика. Затем я набираю общий объем пластилином и придаю ему приблизительную форму.

05. Детали, не предназначенные для тиражирования, я формую сразу по модели, без матрицы. Поэтому не трачу много времени на чистовое выведение поверхности пластилина, которая отпечатается на невидимой внутренней стороне детали. Главное — поточнее простроить углы.

06. Перед формовкой стеклопластика я намазываю малярный скотч восковым разделителем для лучшего отделения детали от поверхности кузова. Делать детали по модели (“по болвану”) лучше тонким стекломатом или стеклотканью. Стекломат марки 300 или даже 150 равномернее ложится на поверхность и точнее копирует рельеф модели чем толстый, который на внешних острых углах почти всегда оставляет пузыри. Итак, плоской кистью наносим 4 слоя стекломата 300, пропитывая их полиэфирной смолой. Очень полезно прокатывать влажный стеклопластик специальным валиком с поперечной насечкой для удаления пузырей. Затвердевший стеклопластик я оставляю окончательно полимеризовываться примерно на сутки.

07. Стекло- оно и в стеклопластике стекло. Поэтому обрабатывать готовую деталь нужно с особой осторожностью. После съема, колючие края обрезаем ножовочным полотном или болгаркой на малых оборотах. На мой взгляд- это самая неприятная процедура во всей макетной работе. Стеклопыль попадает на все открытые части тела, а потом макетчик долго испытывает сильный зуд. Многих новичков именно это неудобство отталкивает от работы со стеклопластиком. Это своеобразный тест на способность человека работать в макетке.

08. Приблизительно подрезанные края детали мы должны точно подогнать по зазорам к месту установки на кузове. Для этого я закрепляю деталь саморезами на панели в невидимых местах (под знаком). На неподвижной детали отмечаю места правки ее  контура карандашом. На снятом пластике подшкуриваю неровности кромок и снова примеряю по месту.

09. Подогнанная деталь уже имеет нужную нам форму, только с рыхлой, необработанной поверхностью. Для того кто работал со шпаклевкой, не составит большого труда выровнять и простроить форму этого куска стеклопластика. Сначала зачищаем пластик наждачной бумагой, после чего начинаем “протягивать” универсальной полиэфирной шпаклевкой.

10. От бугристости детали зависит толщина шпаклевочного слоя. Если во время формовки использовался валик, то поверхность пластика не придется толсто заваливать шпаклевкой.

11. Во время выведения поверхности пластика я несколько раз вставляю в нишу пластину знака и промеряю по ней углы и зазоры. Вырезаю отверстие для подсветки номера. В результате обработки шпаклевкой получается пятнистая, но гладкая деталь.

Чем мне нравится стеклопластик, так это технологической универсальностью. Его можно использовать как декоративную оболочку, а можно включить в конструктивную систему, усиливая каркасами, вживляя крепежные элементы. Используя эти возможности я вклею в деталь гайки для крепления знака. Вначале надо просверлить отверстия в пластике, приставляя пластину знака к посадочному месту на детали.

12. Прикручиваем знак, используя специальные шипастые гайки, которые в большом разнообразии продаются на строительных рынках. Шляпка гайки должна   прижаться к поверхности пластика так, чтобы шипы торчали вверх. К слову сказать,   в те времена, когда такую гайку не продавали в магазине, макетчик приваривал    простую гайку к куску стальной пластины с просверленными в ней отверстиями. Этот прием до сих пор используется в силовых конструкциях.

13,14,15. Перед началом вклейки, поверхность под гайкой и вокруг нее необходимо     тщательно зачистить наждачной бумагой. А торчащий над гайкой кончик винта залепить кусочком пластилина, чтобы не залить резьбу полиэфиркой.

16. На самом деле, рынок предлагает разные составы для приклеивания, но я во всех возможных ситуациях стараюсь применять один и тот же материал-полиэфирную смолу с наполнителем. Для приклеивания гайки я намешал кашу из смолы, аэросила (стеклянная пыль) и стекловолокна. Этим клеем  обмазываю гайку с шипами и оставляю полимеризовываться.

17. После обработки застывшей подклейки на гайке, деталь можно считать законченной. Обычно, чтобы убедиться в правильности формы я закрашиваю ее проявочным грунтом из балончика-спрея. Если на однотонной поверхности вижу дефекты, то исправляю шпаклевкой и снова закрашиваю. Перед покраской этот слой грунта необходимо снять.

18. Каждый макетчик должен взять за правило: перед сдачей работы установить деталь на кузове, чтобы продемонстрировать принимающему правильность формы детали и точность ее подгонки. Бывает, что неопытный подготовщик перешпаклюет или неопытный маляр перегреет ваш стеклопластик, после чего деформированная деталь не становится на родное место. Поэтому я устанавливаю деталь и прикручиваю знак- надеюсь, мой маляр останется доволен.

Статьи о тюнинге: «По болвану», автор: Михаил Романов, публиковалась в журнале «Тюнинг Автомобилей» №12, 2008, http://www.tuningauto.ru/