Через матрицу можно размножить форму внешнего тюнинга авто, чем и занимаются мастерские. «Клепают» бамперы, спойлеры и целые комплекты обвесов, называя это эксклюзивом. Такой «эксклюзив» нравится предсказуемой красотой, которую можно оценить еще до установки на автомобиль – есть выставочный образец. А вот, изготовить  обвес на заказ — приключение не для каждого.

Поменять серийный руль на руль с тюнингом (анатомия + кожа)

Почему не делать внешний тюнинг авто сразу в материале, и зачем нужна какая-то матрица. Вот так взять бы в руки инструмент и резать, мять, выводить форму… А как только «заиграла», запела грань, изогнулась бликами и наполнилась светотенью, так сразу приклеивай, прикручивай ее к кузову и вперед…Мечта макетчика – универсальный материал, мягкий и податливый когда ищешь форму обвеса, твердый и прочный, когда деталь готова. А еще лучше, все нарисовать на компе, загрузить в станок и вот она, идеально правильная и не требует подгонок по месту. Макетчик размечтался…

01. … пока сохнет разделительный слой на матрицах. Как и все, что делаю, я стараюсь делать быстро. Изготовление обвесов на заказ нельзя растягивать надолго. Поэтому, применяю те материалы и приемы, которые помогают сэкономить время. Фирменный разделительный воск хорош для правильного технологического порядка, соблюдать который он предлагает. Но тюнинг не терпит долгих  приготовлений, вот и мажу матрицу тефлоновой полиролью из автомагазина. Трех слоев с полной просушкой, но без полировки достаточно.

02. Торопливое и слегка небрежное отношение к «черной» матрице недопустимо при изготовлении самой детали внешнего тюнинга автомобиля. Корка стеклопластика, которая встанет на кузов, по качеству не должна уступать заводскому изделию. А значит, будем все делать по правилам — начинаем с гелькоата (gelcoat). Обычно, достаточно одного слоя фабричного геля. Небольшие поверхности можно намазывать широким флейцем, хотя кто-нибудь наверняка возьмется за пистолет.

03. Укладка первого слоя стекломата морально напрягает ответственного формовщика. Надо быстро нанести стекловолокно равномерным слоем на хитрые изгибы формы матрицы. При этом успевать бороться с воздушными пузырями, что так и норовят надуться где-нибудь в затененном углу. Для первого слоя применяю стекломат 300. Из практики понял, что такой толщины волокна не проступят на краске обвеса.

04. Как ни ломаешь глаза во время формовки первого слоя — дефектов не избежать. То мат отойдет от края матрицы, то пропустишь пузырь на самом видном месте… Торчащее стекловолокно на затвердевшем слое можно срезать ножом и зашкурить наждачкой. Пройтись наждачной бумагой нужно и по всей поверхности первого стеклопластика. Так устроена полиэфирная смола, что во время полимеризации на поверхности образуется пленка парафина – все равно, что разделитель.

05.  Второй слой не такой страшный, но тоже требует внимательного отношения.

Желательно, еще раз помучиться с тонким стекломатом (марки 300). А вот, потом – наваливай. После двух слоев трехсотого можно наформовать пару слоев стекломата марки 600. Для изготовления обвеса на заказ не жалко толщины  в три миллиметра. Еще и края бампера усиливаю узкой лентой стекловолокна.

06. Выклеивание деталей внешнего тюнинга автомобиля по матрице занимает немало времени. Пока намажешь гелем, отформуешь первый слой – «просушка», второй – снова ждем полимеризации и так до победного. Чем больше перерывов между формовками, тем меньше усадок, утяжек, уводов, меньше работы по подгонке внешнего тюнинга авто на кузове.

07. Чтобы занять себя делом, пока стеклопластик «доходит» в матрицах, а не слоняться по мастерской, не дожидаемся полной готовности деталей — работаем прямо в матрице.  Самое время вклеить в расширители арок закладные пластины для крепления брызговиков. Куски металлической ленты прикладываем к внутренней поверхности детали там, где собираемся вкручивать саморезы. Места подклейки стеклопластика зачищаем наждачной бумагой.

08.  Для закладных пластин готовим куски тонкого стекломата (300). Я накладываю два слоя. Можно, кстати, сразу усилить и край детали обвеса узкой полоской стекла.

09. За сутки детали внешнего тюнинга авто достаточно затвердели, пора извлечь их из матриц. Начинаем с тех, что были отформованы первыми. И вот теперь – секреты. Матрица клыка заднего бампера  сзади замком подворачивается внутрь. Сразу было понятно, что загиб матрицы не выпустит деталь. Но, прежде чем начать клеить я сделал пропилы в матрице вдоль опасного подворота.

10. Теперь чуть тронул болгаркой перемычки между пропилами и легко отломил помеху. Без замка на матрице деталь можно вынимать.

11. Вот когда может проявиться  коварный Залип. Особенно на черновой матрице, где нет тщательно намазанных разделителем фланцев-отворотов и полно мелких раковин на поверхности. Хоть мы и промазывали тефлоном края матрицы, стоит подстраховаться и сначала отделить от них края детали. Подойдет деревянная или стальная линейка. А выдавим деталь из матрицы деревянными клинышками.

12. Часть разделителя остается на детали, еще вспомним его недобрым словом.

13. Маленькая деталь вышла без проблем. Гораздо сложнее вытаскивать из матрицы рельефную, большую корку переднего бампера. Снова применяем хитрый прием с подрезкой замков-отворотов и освобождаем бамперу выход.

14. Не пожалел я разделителя-полироли — шести клиньев оказалось достаточно, чтобы вытолкнуть бампер из матрицы. Да и признаюсь, когда леплю обвес, задаю большие наклоны поверхностей на модели. Конус – еще одно важное для меня слово в изготовлении внешнего тюнинга автомобиля.

15. Вся форма детали, условно говоря, должна стремиться к конической.

16. После «мучений» с бампером, отделить расширители от матриц покажется совсем легкой задачей. Матрица упруго скручивается вместе с деталью. По хрусту  определяем, когда они разделяются, и остается только поддеть расширитель чем-нибудь вроде стамески или ножа. Если деталь не вывалится сама, потянем за стеклянные волосы на кромке.

17. Обрезка деталей внешнего тюнинга авто даст нам в полной мере прочувствовать колючий характер стеклопластика. Болгарка даже на малых оборотах и с вытяжкой задувает стеклянную пыль во все щели на одежде и обуви. Можно применить электролобзик или вообще пилить полотном ножовки по металлу, но лобзиком не везде подлезешь, а пилкой долго провозишься. И руки все равно будут чесаться…

Но это еще не вся работа, в таком виде детали внешнего тюнинга авто на кузов не поставишь. Не за что крепить расширители к крыльям, нет установочных площадок для фар на бампере, да и сам бампер не имеет опоры на кузове. Так, что следующей задачей мастера будет установка пластика внешнего тюнинга на автомобиль.

Как сделать внешний тюнинг автомобиля, читайте в продолжении истории про изготовление обвесов на заказ на примере тюнинга Chevrolet Tahoe.

Статьи о тюнинге: «Обвес на Бегемота», автор: Михаил Романов, публиковалась в журнале «4х4 Полный привод» №8, 2010, www.4x4privod.ru

Еще статьи о тюнинге своими руками Chevrolet Tahoe:

Изготовление обвесов на заказ. Тюнинг Тахо. Москва. Часть 1.

Тюнинг Chevrolet Tahoe. Изготовление обвесов на заказ. Москва. 2.

Расширители арок. Тюнинг Chevrolet Tahoe. Москва. 3.

Обвес для внедорожников. Как сделать матрицу бампера. Москва. 4.

Расширители крыльев. Расширитель колесных арок. Москва. 6.

Установка тюнинга, обвесов, бампера. Установка модулей Hella. Москва. 7.

Эксклюзивный обвес. Детали тюнинга. Как поставить обвес. 8.

Статьи о тюнинге своими руками.

Автор: Михаил Романов
Сайт: http://bosscar.ru

При копировании статьи поставьте, пожалуйста, ссылку на мой блог.